Альтер эго человека

Алан-э-Дейл       03.12.2024 г.

Стадное чувство и эго

Психология подразумевает под стадным чувством стремление людей принимать определённые типы поведения под влиянием окружающих, следовать тенденциям. Это ярко отражается на том, какие товары мы приобретаем, какие фильмы смотрим, какую одежду носим. Именно на примерах моды на аксессуары, одежду, автомобили, музыку, предметы домашнего декора и даже суеверия и религию можно говорить о том, что люди, по сути, лишены эксклюзивности в плане эго. Ярким примером современности является широкое распространение всевозможной рекламы. И вот люди уже не задумываются над тем, чего именно они хотят: выбор давно сделан за нас, остаётся лишь пойти и купить, высказать чужое мнение, согласиться с толпой… Социологи и психологи изучают соответствующие разделы группового интеллекта, мудрость толпы и децентрализованность принятия решений.

Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э. Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я — рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Главная роль в формировании личности отводится человеческому Я, кое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное — за психическое здоровье личности, ее идентичность. Согласно Эриксону, идентичность — это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Развитие личности рассматривается с позиций усиления Я и продвижения к идентичности. На пути интеграции Я личность проходит восемь стадий развития — от рождения до смерти; каждая стадия предстает как кризис, ставящий перед выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Особенно принципиален для становления личности подростковый возраст. Сами стадии заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия личности с социумом. Помимо борьбы с влечениями, Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему механизмов защитных (-> защита психологическая). При этом функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются

В версии А

Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э

Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я — рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Главная роль в формировании личности отводится человеческому Я, кое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное — за психическое здоровье личности, ее идентичность. Согласно Эриксону, идентичность — это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Развитие личности рассматривается с позиций усиления Я и продвижения к идентичности. На пути интеграции Я личность проходит восемь стадий развития — от рождения до смерти; каждая стадия предстает как кризис, ставящий перед выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Особенно принципиален для становления личности подростковый возраст. Сами стадии заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия личности с социумом. Помимо борьбы с влечениями, Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему механизмов защитных (-> защита психологическая). При этом функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются.

Структура эго

Эго человека состоит в основном из его воспоминаний и формируется постепенно после получения различных психо-физических аспектов жизненного опыта. У новорожденного нет ассоциаций себя, как мужчины или женщины, умеющего петь или считать в уме – это чистое пространство, не знающее ничего предопределённого о себе.

Потом взрослые начинают сообщать какие-то неоспоримые данные о самом человеке, являющиеся базой для составления первого образа себя (обычно вписывающиеся в контекст социальных требований, потому что преподнесён внешними факторами). Из маленьких событий у человека складывается понимание, кто он такой и соответственно эго. Он начинает отождествлять себя с тем, кто смог пройти до центра города или написать рассказ, кто нравится девочкам или слепил красивую модель. Но, так же как и достижения, эго вносит в свой образ и негативные моменты, такие как провалы и невозможность реализации.

Особые верования о том, что мужчины смелы, могут внести в эго стремление быть смелым, не соотнося это с внешней ситуацией. Сюда же можно отнести моменты, когда частью внутреннего образа становятся утверждения значимых взрослых, а в силу ещё слабого собственного эго их характеристики впечатываются, как нерушимые. Взрослый руководитель корпорации ощущает себя как несмышлёного и неуклюжего только потому, что это регулярно повторялось в детстве, и помещено в основу самовосприятия и идентификации, потому что познание мира изначально строилось на мнении значимых взрослых, считавшихся правыми.

Эго строится на воспоминаниях, и если человеку стереть память, то можно получить любую личность, какую захочется написать, просто рассказав, что и как она делала в прежней жизни. Идентификация себя со своим прошлым делает эго негибким, плохо адаптирующимся и приносящим множество проблем. Грубо говоря, человек знающий, что он не умеет плавать не подойдет к воде, тогда как малыш без подобных предубеждений знает, что купаться возможно, потому что так делает часть людей и попробует. Жёсткое эго лишает развития и самореализации.

Книги про Эго

Огромное количество информации о внутреннем Я собрано в таких книгах:

  1. З. Фрейд «Я и Оно». В книге рассмотрена сила Эго, его значение и связь с бессознательной и сознательной стороной психики.
  2. А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы». Кроме размышлений над составляющими психики в книге можно найти подробное описание защитных механизмов.
  3. Э. Эриксон «Идентичность и жизненный цикл». В книге подробно описывается центральное понятие психологии Эриксона – идентичность.
  4. Э. Гартман «Философия бессознательного». В своей работе автор постарался объединить различные представления о бессознательном и собственном Эго.

Альтер эго – что это в психологии?

Свое собственное эго есть у каждого человека, это слово и переводится как «второе я». «Alter ego» на латинском, а по-русски «альтер эго» – это раздвоение личности. Этим определением можно назвать какие-то черты характера, которые в обычной жизни люди умело прячут от окружающих. В истории человечества известно много случаев, когда правители стран в Западной Европе назначали альтер эго, по сути своего заместителя. Примером этого можно считать короля Неаполя в 1820 году.

Женское альтер эго

Нередко можно встретить мужчин, которые с удовольствием занимаются женскими делами: ходят за покупками, обсуждают новинки моды, следят за своей внешностью. Часто такие мужчины считают себя трансвеститами и даже меняют пол. Они комфортно чувствуют себя в женском обличии. Вдохновленный темой «второго я» фотограф Лиланд Боббэ выпустил серию мужских фотоснимков, на которых открывается женское альтер эго, это создано с помощью профессионального макияжа. Лица моделей Боббэ поделил на две части, закрыв правую сторону рукой, и не подумать, что перед тобой мужчина.

Мужское альтер эго

Многие женщины считают своим «вторым я» мужчину. Они думают, что если бы они родились в мужском обличии, то были бы решительными, невозмутимыми, увлеченными. В альтер эго такие женщины находят те качества, которые боятся проявить в реальной жизни. Задаваясь вопросом, мужское альтер эго – что это, стоит вспомнить известных женщин с мужским «вторым я».

  1. Леди Гага на известном музыкальном мероприятии в 2010 году появилась в образе странного парня Джо Кальдероне, который вел себя не по-джентельменски. Он смело закурил прямо на сцене, открыл бутылку с пивом и запрыгнул на рояль. Альтер эго Леди Гаги был хулиганским экспериментом, позже призналась сама певица. В этом образе она появлялась еще несколько раз.
  2. Ники Минаж, певица из Америки, долгое время скрывала, что внутри нее живет некто по имени Роман. Она неоднократно шокировала публику яркими преображениями, и однажды предстала в образе бисексуала с ярко-рыжей шевелюрой. Альтер эго Ники Минаж звали Роман Золански. Парень удивил поклонников Ники тем, что записал несколько треков и не раз выходил на сцену.

Альтер эго у подростков

Подростковый период – время становления не только физиологически, но и психически. Как раз в это время, взрослея, дети задаются вопросами: «Кто я?», «Зачем я живу?» и так далее. Не все могут раскрепоститься и отбросить комплексы в жестокой подростковой среде. Понять свои внутренние желания многим помогает альтер эго, или «другой я». Например, воспитанная отличница может перевоплощаться в развязную хулиганку с ярким макияжем. Хулиган и двоечник с последней парты показывать чудеса владения мячом на футбольном поле, представляя себя Зинедином Зиданом.

Сознание и Бессознательное

Сознание не является основой психики, а только лишь ее частью. Почему же мы не можем сказать, что сознательное – это и есть психика? Вот простое объяснение, которое дает Фрейд.

Долго держать что-либо в сознании невозможно. Психический элемент (например представление), который присутствует в сознании в данный момент, через какое-то время уступает место другим психическим элементам. Однако в определенных, легко осуществимых условиях, это представление может снова появиться в сознании, причем не из-за нового восприятия, которое и привело к осознанию данного представления в первый раз, а благодаря воспоминанию .

Объясним на примере

Вот вы все утро гуляли по лесу и собирали грибы. Вернувшись, вы уже забыли про лес, ваше сознание занято другими делами, которые были запланированы на этот день. Но вот день закончен, вы ложитесь спать, и стоит вам закрыть глаза, в сознании всплывает картина природы, леса, по которому вы гуляли, и грибов, которые вы собирали.

Таким образом, все то время пока в нашем сознании происходили другие психические процессы ранее осознаваемое представление было вне сознания, то есть являлось бессознательным. Это то бессознательное, которое по мнению Фрейда, является латентным бессознательным (предсознательным). Помимо этого, он выделяет также вытесненное бессознательное. В отличие от первого, это бессознательное образуется в процессе вытеснения, сущность которого заключается в том, чтобы не допустить представление до сознания.

Наиболее подробно различие между этими двумя бессознательными, которые выделяет Фрейд, описывается им в работе «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена».

В процессе дальнейшей психоаналитической работы, выяснилось что данных подразделений недостаточно, и тогда Фрейд выделил три составляющие психики: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Проблемы с эго

Любые проблемы психологического характера, способов построения жизни и самореализации будут упираться в вопросы эго. Инстинктивные механизмы работают на сохранение организма, а поскольку эго разделяет всё на я и не я, то в любых ситуациях неудовлетворения происходит агрессивная реакция. В силу сформировавшихся привычек, воспитания или полученных травм реакция может иметь внешнюю или внутреннюю направленность, а все проблемы начинаются, когда это перепутано или производится с чрезмерной силой.

Удовлетворяя желания при игноре социальных моментов можно получать многое какое-то время, потом могут удовлетвориться эгоистические потребности, после чего начинают разрушаться социальные связи. Тот, кто выберет служение другим, рискует потерять себя, что приведёт к неврозам, депрессиям и даже психопатиям. Любые крайности являются негативными для психики, а потом и для всей жизненной структуры.

Функционирует эго, пока решает подобные проблемы, оно питается удовольствием от собственного всемогущества в разрешении сложных ситуаций. Когда жизнь становится гармоничной и качественной, само же эго может начинать продуцировать проблемы и различного рода нестыковки для того, чтобы получить себе питание. Считающие себя несчастными, решив все неблагоприятные ситуации, поймут, что теперь можно радоваться, но это довольно костная структура и проще найти новую проблему (например, поссориться с друзьями, попасть в аварию или разрушить мебель) вместо того, чтобы менять всё внутри на самоощущение счастливого человека.

Ещё один вариант недостатков – это несоответствие внутреннего образа внешнему. Считающие себя великими будут требовать уважения, даже никак не доказав поступками или поведением, у кого требуют. Женственные мужчины будут чувствовать себя неловко в мужском теле и либо менять ориентацию или пол, либо же компенсировать это излишней грубостью поведения. Представляя себя умным и правым, человек может не слышать замечаний более мудрых или же не понимать корректировки собственной статьи профессором, считая его идеи бредом. Примеров масса, но в итоге проблему необходимо решать на уровне самоопределения и эго, а не путём коррекции большого внешнего пространства.

Мы не уникальны?..

Давайте сначала выясним, что же подразумевают под «эго». Значение слова вроде бы простое: с латинского оно переводится как «Я» и, по теории ряда психоаналитиков, является одним из компонентов Проще говоря, это набор наших мыслей, убеждений, наши ежедневные привычки. Мы всегда обращаемся к собственной «коллекции» мыслей, чтобы принять то или иное решение, дать оценку чему-либо, сделать выбор, тем самым повернув жизнь в определённое русло. Часто мы утверждаем, и сами свято в это верим, что все мысли — наши собственные, тогда как на самом деле большая их часть перешла к нам от друзей, членов семьи, коллег, знакомых и даже посторонних людей. Чтобы в голове возникла на самом деле оригинальная идея, нужно заниматься глубоким самосозерцанием на протяжении очень долгого времени. Но в повседневной жизни нам трудно это сделать, поэтому мы просто принимаем то, что нам дано. Согласитесь, мы вынуждены идти в ногу с популярными нынче модой, религией, идеалами. На тех, кто как бы отбивается от общей массы, смотрят как на изгоев или чудаков. Обычно мы подкрепляем свои позиции такими заявлениями, как: «Но все другие думают…» или «Что подумают люди…». По сути, это возвращает нас к позиции, которая в психологии называется «стадным чувством».

Смешно видеть, как работает детская психика. А для ребенка 8 лет совершенно нормально. Проблема заключается в поддержании этого поведения во взрослой жизни. То, что раньше было мило, начинает очень утомительно сочетаться и даже нездорово. Психоз может прекрасно проиллюстрировать это состояние самоидентификации с Я. Или это параноидальный человек, который считает, что его постоянно преследует другой человек, который хочет его сбить. Несколько месяцев назад меня вызвали на улицу молодой человек, который рассказал целый фантастический сюжет, в котором участвовал пол мира, в заговоре, чтобы удержать его от работы.

Что такое альтер эго человека

Эго состояния человека не всегда могут отражать то, что присутствует. Существует альтер эго, представляющее собой личность или персонажа, описанных в рассказе или фильме, отражающие во многом основные характерологические черты автора, но не являющихся ими. Это также может быть намеренно воплощённый образ для выступлений и закрепившийся в итоге за самим человеком. В королевских династиях альтер эго используется для характеристики наместника, тех, кому передавалась власть на время отсутствия, невозможности принятия решений или смерти действующего правителя.

Также упоминание данного термина относится к патопсихологическим категориям, когда одна из множественных личностей получает значительные права и начинает управлять жизнью индивида в решающих ситуациях. Второй вариант названия – ложное эго, описывающее диссоциативные расстройства или раздвоение личности. Проявляется, как временное расщепление человека на несколько персон, при этом, одна не имеет понятия о своей второй параллельной жизни и спецификаций её активности. Могут отличаться пристрастия, темперамент, привычки, круг знакомых и вид деятельности, разность восприятия своего пола или возраста. Это не относится к специальному изображению другого человека, игре или обману – это болезненное состояние психики, требующее медикаментозной коррекции и психотерапевтического направления. Возникать такие нарушения могут вследствие глубоких психотравм или же актов длительного насилия любой направленности. Во всех случаях это адаптивная реакция психики, направленная на изменение собственной личности относительно критических условий.

Когда альтернативное эго человека вызвано заболеванием, а не специальными социальными заказами (передача власти, игра роли), то необходима госпитализация. Ранее подобные состояния приравнивались к психотическим и лечились медикаментозно, на данный момент большую востребованность, а главное эффективность имеет психотерапия, устраняющая последствия насилия и психологических травм.

Взаимосвязь Эго и Супер-Эго

Если вернуть к вопросу зарождения и развития эго, то стоит подробнее ознакомиться с идеями, изложенными в трудах Фрейда. Согласно теории психоанализа Фрейда, эго является одним из трёх компонентов психики человека: Ид или Оно, Эго или Я, Супер-Эго или Сверх-Я.

Ид – это врождённые, бессознательные свойства личности человека, которые направлены на удовлетворение его первичных потребностей: сон, секс, питание. Ид, по своей природе является хаотичным, чисто биологическим проявлением, которое не подчиняется никаким правилам. Основная задача этой части личности – обеспечить выживание индивида. В основе Ид лежит принцип удовольствия, который представляет собой исходную структуру психики человека.

Для реализации своих основных функций, Ид использует рефлекторные действия и первичные процессы, что позволяет избавлять личность человека от излишнего напряжения. Примером рефлекторных действий может служить кашель при раздражении дыхательных путей.

Фото автора Darina Belonogova: Pexels

Первичными процессами называют неспособность к подавлению импульсов и различию реального от нереального, то есть человек не способен отличить настоящий объект, который может удовлетворить его потребность, от образа этого объекта. Примером может служить вода и мираж образа воды, который возникает в сознании человека, испытывающего сильную жажду.

Именно первичные процессы служат триггером для возникновения следующей структуры личности человека, которая именуется Эго. Это происходит в результате осознания того, что удовлетворение потребностей напрямую зависит от взаимодействия с внешним миром.

Структура Эго вырастает и формируется из Ид. Эго в своей деятельности использует более сложные перцептивные и когнитивные процессы для удовлетворения потребностей Ид. В этой части личности используется принцип реальности, который направлен на обеспечение сохранности целостности организма в период отсрочки удовлетворения потребностей до того момента, пока факторы внешней среды позволят снять напряжение, и удовлетворить желание.

Таким образом, формирование Эго плавно перетекает к рассмотрению третьего элемента психики человека: Супер-Эго.

Фото автора PNW Production: Pexels

Супер-Эго связывает человека с социумом, обеспечивая развитие его системы ценности, этических принципов в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Это процесс социализации. Первым проявлением Супер-Эго является способность ребёнка отличать плохое от хорошего на основании опыта взаимодействия с родителями, учителями, окружающими людьми.

Супер-Эго считается полностью сформированным, когда контроль за соблюдением социальных правил и норм окончательно переходит в зону самоконтроля. Супер-Эго является последним компонентом в развитии личности.

Сильное эго: 10 функций

1. Умение создавать контакт

А это умение принимать общение, контакты, открываться людям, впускать в сердце отношения. Это также умение создавать деловые контакты, по интересам, т.е. контактность на всех уровнях.

2. Умение защищаться. Защита и границы

И это также нужно. Ведь часто в жизни нам надо разорвать нежелательный контакт или влияние, поставить границы, чтобы не потерять себя. С помощью своего эго личность защищается от ненужной информации и эмоций, которые «бросаются» на нас из экранов телевизоров, в общественном транспорте, и т.д.

3. Самоопределение и позиционирование

За этими сложными словами стоят понятные истины. Мы все хотим найти свое место в жизни. Мы также хотим это место предложить другим людям и отстоять его в социуме. Согласно этому пункту мы защищаем свои права, предъявляем миру свои ценности, поддерживаем свою мораль.

Сюда входят стандартные, но такие важные понятия, как «хороший муж», «замечательный родитель», «ответственный руководитель», «честный и принципиальный человек» и т.д.

4. Познание и развитие

Да, мы познаем и развиваемся с помощью эго. Возможность что-либо понять, тщательно запомнить, серьезно разобраться – всё это, как ни крути, функции эго. С их помощью мы выбираем подход к знаниям, ищем способ получить информацию, развить себя как личность.

5. Планирование и целеполагание

Чтобы достичь чего-либо в жизни, нужно поставить цели и составить планы, а потом придерживаться запланированного. Сильное эго личность использует для достижения важных целей и получения результатов, наград и благ. Именно эти качества помогают нам состояться в жизни.

6. Балансировка

Под балансировкой мы понимаем умение личности достигать нужного результата с наименьшими усилиями. Например, нужно выспаться и доделать работу. Или хочется фильм досмотреть и нужно уделить время семье. Умение балансировать между несколькими категориями, событиями, людьми и не разрушать при этом важные контакты, ценности, события – это ещё одна из сторон сильного эго личности.

7. Способность управлять энергией

А именно, человек способен себя заряжать на важные события энергией. Он может контролировать желательные и нежелательные эмоции. Человек умеет извлечь энергию, если она нужна для какого-то жизненного рывка, меньше спать, меньше есть и т.д. Здоровое и сильное эго личности очень даже причастно к этим процессам.

8. Общение и самовыражение

Способность общаться, вливаться в коллектив, отстаивать свои интересы перед другими людьми – все эти навыки тоже поддерживает наше эго. Если у личности эго сильное и у человека наработана гибкость, тогда социальная адаптация не составит труда в любом кругу.

9. Способность к центрированию

Умение быть собой, ощущение собственного достоинства, переживание экзистенциальных открытий, чувствование себя – это ли не высшая награда для личности. Способность к центрированию – это способность быть собранным и ощущающим своё «Я».

10. Чувствование себя и получение удовольствия

Ясное дело, что все, что мы делаем в жизни, должно приносить нам удовольствие. Удовольствие – это и есть тот градиент, который помогает нам наполняться энергией, и ощущая себя, наполняться жизнью.

Если мы чувствуем и понимаем себя в полной мере, если мы способны получить удовольствие от жизни, это значит, что наша жизнь удалась.

И для этого всего нашей личности нужно сильное эго. И для высоких результатов в жизни нам нужно своё эго развивать.

Поэтому я не только становлюсь в защиту нашего эго, я думаю, нам нужно поблагодарить мир, за то, что природа дала нашей личности такой великолепный инструмент, продвигающий нас в жизни и делающий более счастливыми.

Узнать больше о функциях своего эго и разобраться, как в вас проявляются его положительные и отрицательные стороны, вы сможете посещая занятия Школы духовного развития. 

Эго в психологии

ЭГО, как самостоятельная, живущая внутри каждого из нас личность, имеет огромное влияние на наши мысли, поведение и всю нашу жизнь. ЭГО существует, большей частью, на уровне нашего подсознания – там, где хранятся все наши сформированные убеждения и привычки.

Человеку бывает трудно решиться на какие-либо перемены в жизни – завести новые знакомства, перейти на новую работу, переехать в другой город. Что-то все время мешает ему. Что-то сдерживает. Вынуждает придумывать какие-то отговорки. В то время, как его сознание понимает необходимость и пользу перемен.

Это вмешивается ЭГО. Оно же не любит дискомфорт. Не любит чувствовать «себя» глупым и неопытным новичком.

ЭГО управляет нами. Оно бывает настолько сильным и убедительным, что мы и сами легко верим в свои отговорки и оправдания невозможности что-либо изменить в своей жизни. Наше ЭГО обычно сильнее нас.

Развитие эгоцентрической личности у детей и взрослых

Все люди до определенного возраста являются эгоцентричными. Этот промежуток времени может занимать до 10-12 лет. До этого периода у ребенка не особо развита способность воспринимать других людей как отдельных личностей и думать о них.

Постепенно с развитием когнитивных функций сознание ребенка начинает определять окружающих обособленными индивидами со своими потребностями и взглядами.

Французский психолог Жан Пиаже отмечал, что маленькие дети не способны принять мнение другого человека. Он считал, что у детей эгоцентризм проявляется буквально на физиологическом уровне, когда ребенок, закрывая глаза при игре в прятки, на полном серьезе считает, что все вокруг тоже погружается во тьму.

По мере взросления черты эгоцентризма постепенно сглаживаются, так как подросток стремительно развивается интеллектуально и способен адекватно оценивать реальность. Однако в некоторых ситуациях эгоцентризм может не только сохранятся в переходном возрасте, но и усиливаться.

Такие молодые люди считают себя особенными и более важными, чем сверстники, учителя и другие взрослые люди. Это связано с желанием подростка быть в центре внимания, продемонстрировать свою уникальность. Также подростки часто думают, что их никто не понимает, так как иные люди, в особенности взрослые, никогда не испытывали подобных чувств.

При нормальном развитии личности во взрослой жизни проявления эгоцентризма исчезают, и приходит осознание, что существуют разные мнения разных людей. Но при наличии определенных задатков и причин (чрезмерная избалованность, отсутствие самокритичности, завышенная самооценка) эгоцентризм может не только сохраняться, но и усиливаться.

Эго в других направлениях

После Зигмунда Фрейда и Карла Юнга понятие эго раскрывали и другие учёные. Эго рассматривается как «источник поведения и связующий центр личности в её человеческом окружении» (Metzger, Psychologie, 1941). Эго, в процессе развития человека, выделяется из единого изначального сознания, которое охватывает «внешний мир» и собственную личность в нераздельном единстве. Оно постоянно сопровождается сознанием «с-самим-собой-идентичного-бытия»; таким образом, если человек отчётливо познаёт свои телесные и душевно-духовные изменения, то он знает, что, несмотря на них, он «в своей основе» (то есть в глубине своего Эго) всегда остаётся одним и тем же. К наглядной сфере Эго относятся тело и всё, что может служить расширению этой сферы (являющемуся предметом постоянного стремления): одежда, украшения, а также имущество, в которое Эго может «врастать». Часто в Эго видят творческое единство; действительность приобретает смысл только будучи соотнесена с ним; наиболее чётко это выражено у Фихте: «Эго требует, чтобы оно обнимало собой всю реальность и достигало бесконечности». Ницше, наоборот, в отношении Эго говорит: «Эго — это множество личных (personenarten) сил, из которых то одна, то другая выступает на передний план».

Эго искажает взгляд на действительность

Эго не просто забирает наши силы, но также не дает нам правильно смотреть на окружающую действительность. Мы смотрим на мир сквозь призму своих мыслей, чувств и эмоций. Например, если человек страдает депрессией, все вокруг будет казаться мрачным, если он всего боится, то и мир кажется враждебным.

Если человек ко всем относится с теплотой и любовью, то ему будут попадаться чаще хорошие люди.Чем извращенней эго, тем хуже будет окружающая реальность.

Я об этом уже говорил в этой статье и также затрону эту тему чуть ниже. А сейчас, для полного понимания темы, давайте рассмотрим структуру эго.

Функции эго

Основной функцией является проверка реальности, соотнесение собственных представлений с тем, что есть на самом деле (внешних источников, так и собственных фантазий и домыслов). Эго позволяет установить контакт и развить другие структуры психики, особенно волевого спектра, поскольку необходима не только проверка реальности, но также ещё и составление плана действий или ограничения собственных желаний.

Функция самоопределения позволяет выстроить целостный образ собственного состояния. Сюда относится целый набор внешних характеристик, настолько подробный, что окружающие могут и не догадываться (психическая структура хранит память о каждом миллиметре тела и постоянно сопоставляет наличие изменений и характера их привнесений). Также самоопределение постоянно мониторит и складывает психологический образ, где есть привычки и характер, предпочтения, цели и примерны ответы о том, кем и каким я являюсь.

Функция социализации проявляется в поиске своего места не только из внутреннего ракурса желаний, но также и относительно социальной ситуации. Тут поднимаются вопросы лидерства, предпочтения совместной или одиночной работы, необходимость семьи, а также способы её формирования. Если функция самоопределения помогает человеку понять кто он, то социальная функция помогает понять кто он относительно других, и какое место занимает. Рядом с социальной всегда идет функция адаптации, корректирующая поведение насколько ужать свои желания и тем, как всё-таки осуществлять реализацию действительно важных потребностей, не теряя социальной поддержки.

Чем больше социального взаимодействия, тем больше потребность в умении устанавливать психологические защиты. Если речь не идёт о физической безопасности, то все остальные границы формирует эго. Именно эта структура помогает избежать новых психологических травм, уйти от чрезмерного стресса, установить гармоничные, а не истощающие отношения, выбрав нужную дистанцию. Чем лучше развита защитная функция эго, тем чаще личность проверяет мир на его удовлетворение собственных безопасностей и возможностей развития. Тут включаются фантазии о том, как хочется и как будет хорошо, выполняя одновременно и успокаивающую функцию и планирующую.

Создание идеального образа (не статичного, а меняющего вследствие новой полученной информации или приобретённого опыта) являющегося целеполагающим фактором. Это функция формирования жизненного пути с желанием соответствовать внутреннему образу. Эго всегда берёт всю ответственность на себя, расширяя или сужая контакт с внешним, осознавая свои потребности и всё время, соотнося это с реальностью. Можно сказать, что это главный управляющий элемент психики, т.к. ид подчиняется подсознательным импульсам.

Общие эгоцентрические черты

Эгоцентризм в психологии – это особенное мировосприятие отдельным индивидом себя как центрового звена окружающего его мира. Многим людям свойственно проявлять эгоцентризм в той или иной степени.

Однако у истинных эгоцентриков могут проявляться сразу несколько или даже все черты эгоцентричной личности:

эффект ложного согласия – для эгоцентриков характерно переоценивать точки зрения других людей. Они склонны считать, что собеседник непременно должен соглашаться с ними, будто своего собственного мнения он не имеет или, как минимум, иметь схожие с ними взгляды на вещи;

подавление знаниями – если речь идет о каких-либо вещах или явлениях, в которых эгоцентрик хорошо разбирается, то, скорее всего, он будет вести беседу свысока, с некоторым пренебрежением, не учитывая разницы, которая может быть в знаниях между ним и собеседником. В случае же если он не силен в какой-то теме, он будет относиться к разговору безразлично, демонстрируя свою незаинтересованность и обесценивая дискуссию или опыт других людей;

ощущение прозрачности – эгоцентрики считают, что другие люди видят их эмоциональное состояние в различных ситуациях, и поэтому должны корректировать свое поведение в соответствии с их ожиданиями;

эффект прожектора – это распространенное в психологии явление, характеризующееся тем, что человек (эгоцентрик) сильно переоценивает степень, в которой иные люди воспринимают, оценивают и запоминают его внешний вид и поступки

Иначе говоря, это искренняя убежденность человека, что пристальное социальное внимание обращено именно к нему.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.