Откуда у вас такие картинки? полный гид по психотерапии

Алан-э-Дейл       03.10.2023 г.

Введение

«Компьютер раскрыт на чистой странице. На экране появляются первые слова. Я чувствую приятное волнение от предстоящей работы — мне надо внятно рассказать о гештальт-терапии. И вместе с тем я тревожусь, получится ли. Моя рука в нерешительности замирает… В своем воображении я начинаю представлять тебя, читатель или читательница этого текста — и мне становится легче. Я начинаю вспоминать замечательных учителей, обучавших меня этому психотерапевтическому методу, мой опыт гештальт-работы с различными людьми на протяжении этих десяти лет… И я чувствую себя уверенней…».

Этот фрагмент текста в жанре «дневника-исповеди», «диалога с читателем», на мой взгляд, иллюстрирует основной процесс в психотерапевтическом подходе, именуемом гештальт-терапией, — осознавание.

Кто приходит к гештальт-терапевту?

Самые разные люди: от подростков («Меня выгоняют из школы — помогите наладить отношения с учителями») до стариков («Дети выросли и разъехались, не ощущаю осмысленности жизни…»).

Или вот женщина средних лет: «На меня напали в подъезде. Избили, отобрали сумку с документами, это был мужчина. С тех пор я плохо сплю и при встрече с каждым мужчиной у меня появляется чувство беспокойства и страха… Даже с мужем я не ощущаю себя спокойно…».

Или другая: «Хочу быть независимой от своей матери. Она сильная, деспотичная, красивая. Я уехала от нее в другой город. Но все равно, из-за отношений с ней, мне кажется, я не могу даже выйти замуж».

А вот мужчина сорока лет: «Хочу начать новую жизнь, а не получается…» Или просто: «Мне постоянно снится один и тот же кошмарный сон…»

Динамическая теория личности Левина

С точки зрения Курта Левина основной гештальт – это поле, функционирующее как единое пространство, а отдельные элементы к нему подтягиваются. Личность существует в заряженном психологическом поле элементов. Валентность каждого предмета, который находится в этом поле, может быть, как положительной, так и отрицательной. Многообразие предметов, окружающих человека, способствует возникновению у него потребностей. Существование таких потребностей может проявляться наличием чувства напряжения. Таким образом, для достижения гармоничного состояния человеку необходимо удовлетворить свои потребности.

На основании основных идей и положений гештальтпсихологии в середине XX века Фредериком Перлзом была создана гештальт-терапия.

ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

В 1950-х годах зародилось новое направление психотерапии, основанное на пересмотре и ревизии психоанализа. Данное направление получило название гештальт-терапия и стало независимой системой психотерапии, которая вобрала в себя популярные на то время идеи. Основополагающие моменты были разработаны немцами Фрицем и Лаурой Перлз, а также американцем Полом Гудменом.

Родом слово гештальт «gestalt» из немецкого языка. Переводится оно, как «фигура», «образ», «форма». В контексте психотерапии это «целостный образ». Если описать гештальт простыми словами, то это целостное и законченное событие, в результате переживания, понимания и восприятия которого человеком принимаются окончательные результативные решения.

Гештальт-терапия – направление психотерапии с гуманистическим и экзистенциональным подходом, ориентированное на достижение человеком внутриличностной целостности и развития самосознания. Это практические методики, с помощью которых выявляются и купируются неразрешенные трудные жизненные ситуации, приводящие к неудовлетворенности, навязчивым идеям, страхам. Осознать и проработать важные незавершенные моменты помогает психолог гештальт -терапевт.

КТО ТАКОЙ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТ

Из-за скорости и переменчивости жизни современный человек часто не понимает свои истинные чувства и потребности, не осознает свои возможности и потенциал. Самостоятельно разобраться в непростых жизненных ситуациях и выйти из болезненных обстоятельств сложно. Поэтому лучше получить помощь профессионала, сэкономив жизненные силы, время и здоровье.

Гештальт-терапевт это тот специалист, который выполняет роль не просто психолога, а активного участника психотерапии. Применяя гуманистический подход, он полностью раскрывается и взаимодействует с клиентом, как личность с личностью. Он помогает определить проблемы и как они конкретно влияют на качество его жизни, фокусируясь на том, что именно волнует клиента в данный момент.

ОБЯЗАННОСТИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТА

Чем занимается гештальт-терапевт и какие его основные обязанности?

С клиентом (пациентом) проводятся специальные психотерапевтические сессии. Как правило, они основываются не только на проговаривании проблем, а проживании и чувствовании. Поэтому гештальт-терапию часто называю терапией контакта или действия.

Во время терапевтических встреч с клиентом гештальт-терапевт выполняет такие основные функции:

  • Диалог с пациентом о его проблеме и волнениях;
  • Наблюдения за мимикой, позами, движением, поведением и реакциями пациента;
  • Выявление негативных чувств, эмоций, страхов и боли;
  • Проявление собственных чувств и эмоций, озвучивание своих размышлений;
  • Проведение специальных экспериментов и техник;
  • Работа со снами клиента.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

  • Чуткость и способность к эмпатии;
  • Внимательность и тактичность;
  • Эмоциональная стабильность и объективность;
  • Коммуникабельность. 

Чем отличается гештальт-терапевт от других смежных специалистов

Он принимает активное участие в терапии, выводя клиента на эмоции, проживание и чувствования проблемы. При этом он сам проживает ситуацию и проявляет эмоции. Для этого используются специальные эксперименты и техники, часто применяются провокации. Гештальт-терапевт стремится восстановить контакт с клиентом, он открыто и честно реагирует на происходящее во время терапии

В любой момент эксперимента он может вмешаться, задать вопрос, проявить эмоции, акцентировать внимание на чем-то важном. Для него очень важно, что чувствует клиент именно сейчас

КАК СТАТЬ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТОМ

Для того чтобы стать гештальт-терапевтом, необходимо иметь высшее психологическое, медицинское или педагогическое образование, а затем пройти обучение гештальт-терапии на профильных курсах. На украинском рынке образовательных услуг курсы для будущих гештальт-терапевтов представлены в достаточном количестве. Обучение можно пройти как на стационаре, так и дистанционно.

Плюсы и минусы гештальт терапии.

Идеальных подходов в психотерапии не существует. Есть те, которые подходят конкретному человеку. Прежде, чем начинать поиски терапевта, нужно узнать о сильных и слабых сторонах терапии.

Плюсы:

Любовь к экспериментам, незацикленность на конкретных техниках.
Гибкий подход к клиенту: метод не «заточен» под конкретный тип личности или однотипные проблемы.
Возможность изменить структуру терапии прямо во время сеанса.
Учитывает особенности мировоззрения клиента.
Работает со старыми проблемами, действительно очень старыми.
Работает с экзистенциальными проблемами (в чем смысл жизни) и с мелкими бытовыми неурядицами (как осмелиться попросить повышения зарплаты ).
Ориентируется на результат, который определяет сам клиент.
Особое внимание уделяет личности, а не проверкам новых методик.

Минусы:

  • Требует достаточного клиентского опыта, чтобы научиться понимать все, что происходит во время сессии. Поэтому не подходит для быстрого решения конкретных проблем за 2-3-5 встреч с терапевтом.
  • Не дает клиенту конкретных советов, прямых ответов на поставленные вопросы, четкого плана действий.
  • Подключает все чувства (на сеансах придется плакать, горевать, переживать прежние разочарования).
  • В большой мере зависит от компетентности терапевта.

Гештальт терапия – современный и один из наиболее распространенных методов со своей теоретической базой, методологическим обоснованием и проверенным практическим арсеналом. Терапевтические техники традиционно относятся к действенным методам лечения и профилактики тревожных расстройств, фобий, депрессии, психосоматических болезней, внутриличностных и межличностных конфликтов. Используется для индивидуального, семейного и группового консультирования, клинической практики.

Стереоэффект

Говоря простым языком, что такое гештальт-терапия, можно сказать, что под ней подразумевают в первую очередь терапию контакта, что делает ее уникальной. В психотерапии она является единственной практикой, в которой специалист выступает самим собой, а не занимает нейтральную позицию как в классическом психоанализе. Терапевт имеет право на собственные желания и чувства, которые он предъявляет клиенту во время сеанса в случае необходимости.

Кто такой гештальт-терапевт? Это специалист, к которому люди приходят за помощью, когда хотят что-либо изменить в себе или собственной жизни. Однако терапевт не примеряет на себя роль того, кто точно знает, что нужно сделать клиенту, и только способствует встрече человека с его сутью и внутренним «Я».

Терапевт воплощает часть мира, с которым пациент старается построить обычные отношения. Во время общения с терапевтом клиент переносит на него собственные стереотипы о людях, нормах поведения и реакций на него, сталкиваясь с ответной реакцией специалиста, который не приспосабливается к миру того, с кем вступает в контакт. В большинстве случаев подобная реакция, характерная для гештальт-подхода, вызывает недоумение со стороны клиента, поскольку не вписывается в привычный для него сценарий и вынуждает выйти за рамки ожиданий, страхов, представлений и обид. Пациент начинает изучать собственную реакцию на неожиданную для него ситуацию, новые ограничения или возможности. Как результат — человек понимает, что может сохранить собственную личность, одновременно поддерживая интимный контакт с другими людьми. Утраченная им свобода, чтобы выйти из порочного круга или сценария, вновь возвращается. Полученный опыт может встраиваться индивидом в свою жизнь.

Основной целью гештальт-подхода в психологии является возвращение человеку собственных границ, свободы действия и обращения с жизнью. Клиент в терапевтическом процессе — равноправный участник и творец, а не объект анализа. Именно он знает, где находится выход из сложившейся ситуации.

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ-ВОЛШЕБСТВО ИЛИ МЕТОДИКА?

Что же «волшебного» делает гештальт-терапевт, чтобы найти корень проблем клиента?

№1. Активно слушает, участвует

Гештальт-терапевт – это не отстраненный слушатель и эксперт, который знает ответы на все вопросы и относится к клиенту, как к объекту. Гешальт-психолог – это активный участник беседы, который присутствует в ней целиком, как личность.

№2.Работает с потребностями.

Гештальт-терапевт учит понимать:

1. что потребность есть; 2. какая именно это потребность; 3. откуда она возникла.

А человек, осознав все это, уже сам выбирает: удовлетворять потребность или нет и каким образом.

№3. Помогает человеку осознать свои чувства.

КТО Я, ЧЕГО ХОЧУ И ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ЧУВСТВУЮ?

Как гештальт-терапевт помогает клиенту это понять?

При помощи двух классических методов:

  • терапевтической беседы;
  • экспериментов.

Обратившись к психологу, клиент озвучивает проблему.

Терапевт спрашивает:

  • что он чувствует;
  • что он думает;
  • что он делает;

Если клиент не может ответить на эти вопросы, психолог обращает внимание на детали (как человек говорит, жестикулирует, как замирает его дыхание и т.д.) и проводит эксперименты, которые понять скрытые мотивы и смыслы. Например, если у клиента проблемы в отношениях с женой – появится фигура жены в том или ином виде

Например, если у клиента проблемы в отношениях с женой – появится фигура жены в том или ином виде.

ИтогПонимание, принятие, осознание.

НАУЧИЛСЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ? ПОМОГ КЛИЕНТУ ЖИТЬ СЧАСТЛИВО СЕЙЧАС

После прохождения курса гештальт-терапии клиент приходит к осознанию причин ситуации, в которой он находится, понимает, что делать дальше,и как ему начать ЖИТЬ сейчас.

Хотите научить решать свои и чужие проблемы? Личностные, семейные, рабочие.

Приходите на психологические курсы курс к гештальт-терапевту с 25-летним опытом Александру Рязанцеву.

Арт-терапия

Сама по себе она не является отдельным направлением. Это набор методик, которыми пользуются психотерапевты разных специализаций, их объединяет цель самопознания не через слова и беседы с терапевтом, а через самовыражение в искусстве. Творческий процесс помогает осознать подавленные эмоции и выразить тяжелые чувства (например, боль, агрессию).

Отличие арт-терапии от обычных кружков рисования, пения или актерского мастерства в том, что терапевт рассматривает плоды творчества не как что-то отдельное, а как отражение личности клиента и его трудностей. Работы не подлежат критике и оценке, потому что главное условие терапии — принятие любого конструктивного самовыражения.

Киты гештальт-терапии

Психоанализ такого типа строится на нескольких китах:

Осознавание. Переживание самого себя, чувственный опыт, получаемый в результате контакта. Один из моментов, когда у человека имеется внутреннее знание того, кто он такой и что с ним происходит. В определенный момент времени осознавание, воспринимаемое как инсайт, становится непрерывным. Оно влечет за собой ответственность как понимание того, что человек сам выбирает свой образ жизни. Изначально это вызывает сопротивление, поскольку лишает выгоды от психологической игры и демонстрирует всю изнанку страданий и подвигов. Вознаграждением после встречи с собственной «тенью» в результате сеанса терапии является понимание того, что власть над жизнью и отношениями с другими людьми принадлежит только нам.
Принцип реальности. Его принятие крайне трудно, в отличие от объяснения. Определенная реальность складывается на основе ощущений, однако одновременно с ней формируется мнение человека о ней и ее интерпретация. Подобные реакции более разнообразны, чем факты, и в большинстве случаев оказываются сильнее ощущений. В разговорах о том, что это такое, гештальт-терапию часто именуют терапией очевидным: специалист при формировании суждений опирается на то, что слышит и видит, а не на собственные обобщения и мысли клиента. Терапевт старается избегать интерпретаций и оценок, но задает пациенту вопросы «как?» и «что?»

Многолетняя практика применения гештальтов в психотерапии показала, что человеку для понимания ситуации достаточно сосредоточить внимание на процессе, а не на его содержании. Встреча с реальностью лишает индивида всех иллюзий, на что он реагирует сопротивлением

Некоторые участники групп признают, что такой опыт был правдой, но вероломной для них. Реальность зачастую вынуждает признать действительность и полностью изменить свою жизнь, что пугает.
Здесь и сейчас. Все мы живем настоящим. Прошлое уже закончилось, будущее еще не наступило. Изменение возможно только здесь и сейчас, как и любые другие действия. Данный принцип гештальт-терапии не подразумевает под собой отрицания прошлого: накопленный клиентом опыт остается с ним и определяет его поведение и реакции в конкретный момент времени, в том числе и на сеансе психотерапии. Несмотря на это, здесь и сейчас пациент общается с терапевтом на конкретную тему, что провоцирует вопрос — почему именно сейчас и именно об этом? Диалог. Столкновение двух миров — терапевта и клиента — в гештальт-терапии. При их контакте можно исследовать границы, возникающие между «не-мной» и «мной». Пациент впервые (в большинстве случаев) получает опыт, образующийся в результате взаимодействия с тем, кто не является им, но сохраняет при этом идентичность. Метод строится на отношениях Я-Ты, в которых сталкиваются Я с чувствами, Ты с другими чувствами и то, что происходит между ними и случается только в конкретный момент времени, который никогда не повторится. Такой опыт уникален, так как терапевт не является человеком из жизни клиента и не нуждается ни в чем от него, позволяя при этом пациенту быть самим собой и не оказывая влияния на его эмоции и чувства.

Если говорить о том, что такое гештальт-терапия, это метод психологии, основной задачей которого является открытие внутреннего мира человека для самого себя. Она не несет в себе воспитательных целей и заточена на то, чтобы индивид занимался своим делом.

Психолог или психотерапевт?

Зачастую сложности с поиском специалиста начинаются с самого начала — как определить, кого искать: психолога или психотерапевта? В теории психолог — это специалист с высшим гуманитарным образованием, который консультирует людей по житейским проблемам: конфликты в отношениях, жизненный кризис и так далее.

Психотерапевт, согласно законам РФ, — врач с высшим медицинским образованием и обучившийся психотерапии. Он проводит терапию нетяжелых нарушений психики (например, тревожности, депрессий, социофобии) психологическими, то есть разговорными, методами. Если первый консультирует здоровых людей, то второй — помогает исправить нарушения.

Но на практике нет четкой границы между психологическим консультированием и психотерапией. Многие психологи прошли обучение психотерапии и предлагают именно эту услугу. Кроме того, ситуация осложняется отсутствием в России четких нормативов — что является психотерапией. На практике получается так, что психотерапевтом может называть себя любой человек, закончивший двух-трехлетние курсы, который при этом по основной профессии может быть, например, инженером или бухгалтером. По сути, он занимается психотерапией так же, как и врач-психотерапевт, — в рамках, которые успел освоить, — но чаще всего ему не хватает теоретических знаний, и он рискует пропустить симптомы психического расстройства.

Почему гештальт терапия?

Само название гештальт (немецкое — gestalt, что означает форма или образ) восходит к популярному в начале ХХ века одноименному направлению в психологии, основателями которого были Макс Вертгеймер, Курт Коффке и Вольфганг Кёлер, занимавшихся исследованием принципом восприятия психикой окружающего мира. Основная идея гештальт подхода заключалась в утверждении свойства психики воспринимать окружающую действительность целостными образами, которые не сводились к простой сумме составляющих их элементов, то есть с точки зрения сознания, смысл имела фигура в ее целостности, в то время как ее составляющие, были лишь суммой элементов, не определяющих смысла этого целого.Что касается гештальт терапии Перлза, как одного из методов психотерапии, то это совершенно самостоятельное направление в психологии, не имеющее прямого отношения к гештальт психологии, кроме ряда идей, заимствованных из нее и, собственно, названия самой системы.

Направления гештальт-терапии

Гештальт-терапия многогранна, как многогранны и различные формы контакта с окружающим миром. Рассмотрим лишь некоторые направления.

Телесно-ориентированная гештальт-терапия. Освобождение от телесных «зажимов» укрепляет физическое здоровье и дает новую энергию для социальных контактов, для творчества, для развития новых потребностей.

Арт-гештальт-терапия. Выражение и отреагирование эмоциональных состояний может очень успешно проходить с помощью рисования, лепки, танца, пения, драматизации и других средств искусства.

Семейная гештальт-терапия. Восстановление отношений, контакта между супружескими и иными парами, между родителями и детьми.

Групповая гештальт-терапия. Чрезвычайно полезна для осознавания социальных контактов, решения межличностных конфликтов, обучения различным формам контакта.

Организационная гештальт-терапия. Отличное средство повышения эффективности работы организации в целом и удовлетворенности профессиональными взаимодействиями и отношениями отдельных сотрудников компании.

Футуропрактика (контакт с будущим). Эффективна для проектирования будущего в подростковом и взрослом возрасте, в ситуациях выбора, самоопределения, для решения экзистенциальных проблем.

Представители гештальтпсихологии

Рассматриваемый термин обычно связывают с психологом М. Вертгеймером. Именно этот немецкий учёный считается основателем гештальтпсихологии. Также существенную лепту в развитие описываемого течения внесли труды К. Левина и В.Келлера. Они, основываясь на изучении зрительной перцепции, ввели конфигурации «гештальты», что означает «целостная форма». Смысл «гештальтов» заключается в восприятии субъектом окружающей среды не в виде отдельных элементов, а в качестве слаженных целостных конфигураций. Выступая против принципа психологии, заключающегося в расщеплении сознания на структурные элементы и конструкции из них, они предложили учение о целостности образа, характеристики которого не сводятся к сумме качеств его элементов.

Согласно воззрениям научных деятелей, объекты, составляющие человеческое окружение, осознаются чувствами не как отдельные объекты, а в виде организованных форм. Проще говоря, восприятие не определяется суммой ощущений и через свойства составных элементов нельзя описать свойства целой фигуры, которую образуют эти элементы. Таким образом, «гештальт» считался последователями рассматриваемого течения функциональной структурой, регулирующей многообразность отдельных явлений.

Рождение гештальтпсихологии связывают с 1912 годом, когда М.Вертгеймер опубликовал описание яркого феномена невозможности сведения восприятия к совокупности отдельных его ощущений. Данный феномен он именовал фи-феноменом. Психологи, придерживающиеся рассматриваемого направления, так как старались работать по стандартам физики, любили обозначать литерами греческого алфавита все феномены.

Во время путешествия железной дорогой Вертгеймер, смотря в окно, сделал заключение, что, наблюдая два поочередно мигающих света, человек будет воспринимать движение источника света (по аналогичному принципу устроена кинематография). Также он установил, что при росте скорости предъявления, можно увидеть «чистое» движение, названное им впоследствии фи-феноменом. Этому явлению дать объяснение психологическая наука ранее не могла, потому что воспринимаемое индивидом должно было формироваться в качестве суммы восприятий, а никаких промежуточных восприятий между крайними позициями не могло быть. Объективно движения там нет, однако человеческий мозг его воспринимает. Тогда у него и зародилась идея к совокупности элементов целое несводимо. Целое главнее, нежели его части и может обуславливать их восприятие. Целостности (фигуре) он дал обозначение «гештальт».

Дальше теоретики стали изучать законы, стоящие за образованием «гештальта». Вначале исследуя восприятие, затем – мышление, после чего их идеи затронули мотивацию и психологию личности. На основе описанных идей возникло практически всё направление американской социальной психологии, потому как одному из главных родоначальников гештальтпсихологии личности К. Левину во времена воцарения нацизма пришлось бежать (так же, как и большинству гештальтпсихологов) в Америку.

Таким образом, главным постулатом гештальтпсихологии стало отрицание принципа расщепления сознания на структуры (структурная психология) и создание в соответствии с законами творческого обобщения, сложносоставных психических феноменов. Также гештальтпсихологами был выведен даже так называемый закон, который гласил, что сумма образующих элементов целого всегда меньше самого целого.

Вначале предметом гештальтпсихологии служило феноменальное поле. Однако в связи с быстрым расширением данного течения, гештальтпсихология стала охватывать вопросы, посвящённые проблематике формирования психики. Также родоначальников рассматриваемого направления интересовали память, проблемы развития личностных потребностей, творческие мыслительные операции.

Развитие восприятия по Коффке

Исследования Курта Коффки позволили понять, каким образом формируется восприятие человека. Проведя серию экспериментов, ему удалось установить, что ребенок появляется на свет с несформированными гештальтами, нечеткими образами внешнего мира. Так, например, любое изменение внешности близкого человека, может привести к тому, что ребенок его не узнает. К. Коффка предположил, что гештальты, как образы внешнего мира формируются у человека с возрастом и со временем приобретают более точные значения, становятся более ясными и дифференцированными.

Более детально изучая цветовое восприятие, К. Коффка обосновал тот факт, что люди различают не цвета, как таковые, а их отношения между собой. Рассматривая процесс развития цветового восприятия во времени, К. Коффка замечает, что изначально ребенок способен отличать между собой только те объекты, которые имеют некий цвет и те, что цвета не имеют. Причем окрашенные выделяются им как фигуры, а неокрашенное видится им как фон. Затем, к довершению гештальта добавляются теплые и холодные оттенки, а уже в более старшем возрасте эти оттенки начинают подразделяться на более конкретные цвета. Однако и цветные объекты воспринимаются ребенком только лишь как фигуры, расположенные на неком фоне. Таким образом, учёный сделал вывод о том, что в формировании восприятия основную роль играет фигура и тот фон, на котором она представлена. А закон, согласно которому человеком воспринимаются не сами цвета, а их соотношение получил название — «трансдукция».

В отличие от фона, фигура имеет более яркий цвет. Однако существует и явление обратимой фигуры. Это происходит, когда при длительном рассмотрении восприятие объекта меняется, и тогда фон может становиться основной фигурой, а фигура – фоном.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.