Как преодолеть страх публичного выступления

Алан-э-Дейл       15.11.2024 г.

Оглавление

Когда есть повод бить в набат: от слабого волнения до оцепенения

Мы должны четко понимать: не всегда страх выступлений перед людьми – признак ужасной своими последствиями фобии. Естественна взволнованность и нормально беспокойство, когда нам предстоит дебютный сольный концерт, первый в жизни доклад перед незнакомой и большой аудиторией. Однако вряд ли мы будем волноваться, если же аналогичные мероприятия произойдут в привычной для нас атмосфере: в кругу друзей, перед сокурсниками, в обстановке офиса.

  • Постарайтесь вспомнить, чего вы раньше боялись, а сейчас делаете это с легкостью и позитивом. Например, ходьба (да, и к этому вы когда-то приложили огромное количество усилий), вождение машины. Выход к зрителям – это тоже потенциальный источник новых возможностей.
  • Всегда будьте готовы к выступлению и работе с аудиторией. У вас должен быть подготовленный план, который позволит чувствовать себя уверенно, держать ситуацию под контролем. Следите, чтобы он был гибким и отражал лишь ключевые моменты, а не представлял собой строгий сценарий без права на отступление. Хорошо разберитесь в теме, чтобы никакие вопросы из зала не могли вас напугать.
  • Продумайте все организационные моменты. Что должно находиться на сцене во время вашей речи? Будет ли у вас что-то в руках? Как менять слайды, не запутаться в карточках? Как держать микрофон? Максимальная подготовка – признак профессионализма.
  • Будьте экспертом в том, о чем рассказываете. Лишь уверенность в собственных знаниях поможет избежать форс-мажоров. Общайтесь с публикой, воспринимайте свое выступление как возможность поделиться со слушателями своим опытом.
  • Упражняйтесь перед зеркалом, прослушивайте диктофонную запись своего сообщения, порепетируйте с друзьями, близкими. Если у вашей речи есть временной регламент, сверяйтесь с ним. Репетируя, максимально приблизьте тренировку к реальности: наденьте ту же одежду, используйте реквизит.
  • Не нужно зубрить свой доклад, держите в голове основной посыл, идею, которую необходимо донести и не бойтесь импровизировать. Часто именно импровизация оказывается самым живым, интересным моментом доклада.
  • Составьте краткую аннотацию своей речи, чтобы понимать, о чем вы хотите рассказать.
  • Выбирайте узкие темы. В широких легко запутаться, потеряться, уйти не туда.
  • Как можно чаще читайте. Чем больше мыслей по своему вопросу вы почерпнете, тем легче будет выстраивать ассоциации, параллели, аргументировать свою позицию.
  • Используйте знакомые зрителям понятия.
  • Готовьте шпаргалки: они могут стать поддержкой во время самого мероприятия или помощью в процессе запоминания информации.
  • Что будет, если ваше сообщение закончится раньше? А если времени не хватит? Будьте готовы к этим ситуациям.
  • Обязательно берите с собой часы, чтобы контролировать скорость речи и понимать, когда нужно заканчивать мысль.
  • Первые шаги к борьбе с фобией делайте в максимально комфортных условиях. Не стоит прыгать в омут с головой и сразу выходить на огромную аудиторию. Тренируйтесь на маленьких дружеских вечерах.

Страх публичных выступлений: особенности проявления

В психологии выделяют два варианта страха перед выступлениями. Первый вариант — это обычное волнение. И это норма! Ведь если немного переживать в начале, то возникнет желание подготовить материал к выступлению более тщательно. А значит и результат получится качественный.

Второй вариант — это патологическая боязнь сцены, ее также называют глоссофобия. В этом случае человек панически боится выходить на сцену или за трибуну для выступлений. При этом не имеет никакого значения сколько раз до этого он уже выступал. Более того, даже если в зале будут присутствовать только его знакомые и близкие, уровень тревожности перед выходом все равно будет значительно возрастать.

Как же проявляется боязнь публики

  1. Напрягаются мышцы. Возникает так называемый мышечный панцирь. Кстати, из-за этого возможно также и появление болевого синдрома;
  2. Кардинальное изменение жестов или мимики. Например, человек начинает сильно размахивать руками во время говорения или морщит лоб;
  3. Изменения тембра голоса. Возможно появление визгливых ноток. Или голос наоборот становится глухим и сиплым. Часто голос может дрожать.
  4. Сердцебиение учащается, возможны приступы аритмии;
  5. Повышенное потоотделение.
  6. Боль или неприятные сдавливающие ощущения в области сердца;
  7. Головные боли;
  8. Изменение цвета кожи. Возможно как покраснение, так и излишняя бледность.

Методы преодоления

Существует множество методов преодоления фобии. Люди должны осознавать, чего боимся, чтобы иметь возможность в будущем спокойно публично выступить на публике. Недостаточно просто подготовить речь и сам номер. Требуется пройти полное лечение. Как преодолеть свою фобию, больному подскажет его психотерапевт.

Устранение фактора неизвестности

Следует попытаться узнать как можно больше информации о тех, перед кем придётся ораторствовать

Человеку нужно узнать и принять ту публику, перед которой ему предстоит выступать. Это реальная возможность избавиться от сильного волнения, вызванного неизвестностью.

Чтобы побороть страх, специалисты рекомендуют детально изучить социальный статус, возраст, численность, интересы и жизненные позиции тех людей, которые пришли на выступление.

Человек должен понимать, чего именно зрители ожидают от его выступления. Все это позволяет минимизировать влияние фактора неизвестности, который нередко порождает сильный страх перед публикой.

Устранение иллюзий

Если человек неосознанно концентрируется на негативных чертах публики, то он начинает ее сильно бояться. В результате этого повышается нервное напряжение, которое способствует активному развитию пейрафобии. К такому исходу приводит шепот в процессе выступления, не одобрительные жесты и невнимательность зрителей.

В данной ситуации нужно максимально настроиться на положительные качества публики и постараться закрывать глаза на все негативные моменты.

Планирование выступления

Можно сделать пробный прогон своего предстоящего выхода на сцену

Человек будет чувствовать себя более уверенно и найдет способы подавить симптомы фобии, если успеет тщательно подготовиться к выступлению перед публикой.

Качественная подготовка к работе с публикой придает человеку уверенности в собственных силах и возможностях.

Рекомендуется несколько раз прорепетировать свое выступление, чтобы успешно завершить подготовку к нему.

Признание неидеальности

Пейрафобия уйдет, если пациент сможет принять факт собственной неидеальности. Ему стоит уменьшить значимость оценки другими людьми, так как в большинстве случаев она неправильно воспринимается. Стоит ограждать себя от излишней критики. Необходимо научиться давать себе право на совершение ошибки, так как от нее не застрахован ни один человек.

Настрой на положительный результат

Очень важно для выступающего, которого беспокоит сильный страх, настроиться на получение положительного результата

При этом акцентировать внимание нужно на настоящем моменте, а не тех событиях, которые могут произойти в будущем

Пациент с боязнью публичных выступлений должен уметь видеть положительные стороны нахождения перед широкой аудиторией, которая его слушает и оценивает. Любой негативный опыт, связанный с подобными событиями, рекомендуется попытаться превратить в позитивный момент.

Полноценно настроиться на положительный исход публичного выступления человеку с пейрафобией помогают следующие методы:

  • Физические упражнения, которые позволяют улучшить состояние и привести в тонус мышцы разных групп.
  • Тренировка правильного дыхания.
  • Проведение математических вычислений, которые позволяют улучшить работу левого полушария.
  • Смена позы тела на максимально удобную.
  • Напевание мелодии, которая вызывает приятные эмоции.
  • Применение техник самовнушения на позитивный результат.
  • Медитация.

Многие замечают, что придать уверенности себе помогает обычная улыбка. Она позволяет снизить дискомфорт и психическое напряжение, которое преследует человека со страхом перед публичными выступлениями.

Причины страха публичных выступлений

Страх иррационален, его нельзя преодолеть сознательным решением. Чтобы бороться со страхом, нужно понять его причины, скрывающиеся в бессознательном. Таких причин может быть несколько. Большинство из них лежат в свойствах психики людей с анальным и зрительным векторами (согласно терминологии с тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»).

Негативные проявления свойств анального вектора, которые могут обострять страх перед выступлением:

  • страх опозориться;

  • страх отрицательной оценки;

  • излишний перфекционизм, из-за чего человек все время ощущает себя плохо подготовленным;

  • нерешительность, трудность сделать первый шаг, начать что-то новое.

Для такого человека необычайно значимо прошлое, поэтому оно оказывает влияние на его настоящее.

Плохой первый опыт. Он мог случиться как дома, так и в школе или в садике. Когда не получилось выступить успешно в первый раз — забыл стихотворение на публике, потерял мысль во время доклада и не смог его закончить, не оправдал ожиданий. Такой опыт прочно откладывается в памяти человека с анальным вектором, сильно травмирует его и не вызывает желания повторять попытки выступать на публике.

Запрет на право на ошибку. Когда в процессе воспитания прививается мысль, что ошибаться — это плохо, что нельзя делать ошибки, за ошибку будешь наказан. Часто это бывает из-за того, что в школе детей ориентируют на оценки, и именно у детей с анальным вектором закрепляется страх совершить ошибку. Ведь быть лучшим во всем — его основное желание. В дальнейшем этот страх сковывает, лишает свободы действия.

Человек со зрительным вектором от природы обладает большой чувствительностью, эмоциональной амплитудой. Страх — это его первичная эмоция, с которой он рождается. В процессе воспитания он может развить свои чувства и научиться трансформировать страх в эмпатию, любовь. Если же его чувства не будут развиты, он останется в страхах. Одна из разновидностей страха — это социофобия, страх быть среди людей. На момент выступления этот страх особенно обостряется.

Когда обладатель зрительного вектора не реализует свои эмоции в жизни, он все равно чувствует, но его чувства сконцентрированы внутри, на себе. Он зацикливается на своих переживаниях, на том, как он выглядит. Может думать, что все видят, как он волнуется, как дрожат его руки, какой он непривлекательный.

Психотравмы детства в обоих векторах могут влиять на способность выступать перед публикой. Для зрительника такой травмой может стать травля и насмешки одноклассников, когда он выходил к доске. Из таких эпизодов возникает социофобия и боязнь сказать что-то не то.

На человека с анальным вектором будет влиять прошлый опыт, когда были приложены усилия, а их обесценили, раскритиковали или просто вовремя не похвалили. Ведь для него так ценна положительная оценка и похвала значимых для него людей. Он словно застревает в той ситуации и по-прежнему боится плохой оценки.

Между свойствами зрительного и анального вектора может быть внутренний конфликт. Первый тянет проявлять эмоции и находиться в центре внимания, а второй заставляет тормозить, избыточно шлифовать детали и чувствовать неуверенность, винить себя за ошибки.

Осознание своих свойств, особенностей их развития, правильная их реализация приводит к тому, что, находясь на сцене, в центре внимания, наконец, чувствуешь себя хорошо, знаешь, что хочешь сказать, и становишься способен реализовать весь свой потенциал. Поэтому важным шагом к успеху является не только понимание причин, но и использование своих сильных и учет слабых сторон.

Уверенность в себе и мастерство владения эмоциями во время публичных выступлений

Когда вы выходите к публике, первоочередная ваша задача выглядеть уверенно. И не только выглядеть, но и быть таковыми. Ощущать и излучать позитивный настрой, спокойствие и бодрость. В идеале вы должны чувствовать себя просто счастливыми оттого, что оказались
на этом месте. Почти такими же счастливыми, как на семейном новогоднем празднике.

Но вот вопрос: как достичь состояния спокойствия, ясности мысли и уверенности в себе перед лицом любой аудитории? Ответ вы узнаете из этой главы.

Начнем с того, что вам нужно осознать одну вещь: волнение перед выходом на сцену — нормальное, естественное состояние даже для профессионалов, которые выступали на публике тысячи раз. Британский актер Дэвид Нивен признавался, что даже после тысячного спектакля его все еще мутит от напряжения перед каждым выходом на сцену.

По данным авторов «Книги списков»*, 54 процента взрослых боятся публичных выступлений больше смерти, но и они считают, что нет ничего плохого в том, что при мысли о выступлении по спине пробегают мурашки

Самое важное — заставить этих «мурашек» двигаться строем в нужном направлении

*«Книга списков» — серия книг, каждая из которых содержит списки людей, мест, событий, объединенных необычной темой, например: список людей, умерших во время секса, или людей, процитированных Рональдом Рейганом неверно, или самых кусачих пород собак, или самых громких процессов по делу о клевете и т.д.
Прим. пер.

Как побороть страх публичных выступлений — советы психолога

Самосбывающееся пророчество

Можно думать, что аудитория наполнена критичными людьми, которым вы не понравитесь. А можно, наоборот, думать, что аудитория благожелательно настроена. Если вы будете думать, что слушатели заинтересованы в вашем выступлении, то допустите, что они будут рады вас встретить и смогут понять вашу точку зрения. Эти мысли повлияют на ваши чувства, поведение и даже на ваш организм. Если вы думаете, что нравитесь этим людям, вам, вероятно, будет хорошо в их обществе. Вы сможете чувствовать себя в безопасности и расслабиться, а ваш организм выделит меньше гормонов стресса. Поэтому мысли, которые вы выбираете, могут стать самосбывающимися пророчествами. Если вы думаете, что нравитесь аудитории, то чувствуете, что и аудитория вам нравится, будете открыты и расслаблены, и ваша симпатия друг к другу будет расти. 

Фокус внимания

Испытывая страх перед оценкой аудитории, замените задачу «понравиться всем присутствующим» на задачу «донести информацию, инсайты, знания до заинтересованной аудитории». Сместите фокус своего внимания со своей персоны на тему вашего рассказа. Люди пришли не оценивать вас, а узнать больше про солнечные батареи или авангардную моду ХХ века. 

Насмешите себя

Если вы краснеете и стыдитесь того, что краснеете, постойте за себя таким образом: «Я сейчас так покраснею, так вспотею – вы такого еще никогда не видели! Я так покраснею, что жар моих щек нагреет весь зал. Я так покраснею, что вы смотреть на меня не сможете, этот яркий цвет ослепит вас». Смех – враг страха.

Признание страха

Попытки вытеснить или подавить переживания усиливают их. Вместо этого посмотрите страху в лицо и назовите его про себя: «Я на сцене перед сотней людей, и мне жуть как страшно. Я чувствую, как у меня краснеют щеки и, кажется, легкое дрожание рук». Часто простое называние эмоций уменьшает их интенсивность. Вы говорите себе: «Мне сейчас страшно. Это эмоция, которую я испытываю, но я – это не мои эмоции. Я больше, чем мой страх. Страх есть, и я есть. Мне страшно, но я могу продолжать говорить с людьми». Вы признаете страх, называете его, не тратите энергию на его вытеснение, позволяете ему быть – и постепенно фокус вашего внимания смещается с борьбы со страхом на общение с аудиторией.  

Поддержите себя

Будьте себе поддержкой, а не критиком. Особенно в ситуациях, когда вы чувствуете оценивание со стороны других. Ослабьте внутреннее напряжение, скажите себе: «Как выступлю, так выступлю». Поддержка себя в духе «Все люди переживают из-за публичных выступлений. Я человек, поэтому я тоже переживаю, это нормально. Чем больше я выступаю, тем легче становится. Этим выступлением я делаю вклад в свое будущее. Я молодец, что не дала заднюю несмотря на страх сцены. Мне не нужно выступить идеально – только рассказать им то, что я знаю, а потом я пойду домой и закажу себе то красивейшее платье».

Представить себе худший сценарий

Это лучше делать в компании с терапевтом. Дойти до самого глубокого «а потом? а потом?» Когда вы испытываете страх, речь идет не о том, что это может произойти, а о том, можете ли вы выдержать представление о таком опыте. Если вы можете выдержать и представить, что вы будете делать в самом худшем случае, тогда, когда уже ничего нельзя сделать, то страх не будет на вас так давить. Получив опыт представления о своем самом ужасном, самом непереносимом сценарии, человек приобретает больше мужества и больше не боится. Ведь когда страхи непроработанные, то мы не вникаем в них, а только избегаем. Когда мы смотрим в глаза страху, в самую его суть – он растворяется.

Майндфулнес-практики

Регулярные майндфулнес-практики способствуют изменению амигдалы. Амигдала – часть мозга, отвечающая за реакцию «бей или беги». Люди со страхом публичных выступлений представляют себе худший сценарий. Майндфулнес-практики позволяют отслеживать свои привычки и узнавать мысленные паттерны, замечать, что это мысли, а не факты. Думая «я провалюсь, меня засмеют», человек может воспринимать это как реальность, вызывая физические симптомы: покраснение, тремор и т. п.

Как закрепить успех

Итак, мы немного разобрались в себе и своих свойствах, проанализировали плохой опыт, хорошо подготовились, выбрали хороший, по нашему мнению, момент и выступили. Теперь нужно проанализировать полученный опыт. Получилось ли сразу переписать плохой опыт, если такой был? Достаточной ли была концентрация на других людях? Сколько раз мы ошиблись и сбились с мысли? Получилось ли донести то, что хотелось сказать? Просто анализ. Разбор полетов, так сказать. Теперь нужно сделать выводы и повторить.

Выступать перед публикой в течение жизни приходится многим, независимо от того, есть ли у нас талант к этому или нет. Зная свои свойства, сильные и слабые стороны, любому человеку можно преодолеть страх выступлений и добиться успеха.

Вот как это получилось у слушателей тренинга «Системно-векторная психология»:

https://youtube.com/watch?v=kEJTOHxryYY

Совет 6. Визуализируйте выступление

Исследование в Гарвардском университете показало ценность визуализации для развития навыков. Двум группам добровольцев были предложены ноты ​​незнакомой фортепианной музыки. Одной группе указали сесть за рояль и начать практиковать. Другой группе было поручено просто прочитать ноты и представить, как она звучит. Когда исследовали активность их мозга, все добровольцы показали усиление активности моторной зоны, хотя участники второй группы вовсе не касалась клавиатуры.

Визуализация – это мощный инструмент для умственной репетиции, который регулярно используют спортсмены. Эйнштейн, которому приписывают слова «воображение важнее знания», использовал визуализацию на протяжении всей своей жизни. Воспользуйтесь этим инструментом и представьте себя, успешно совершающего доклад. Сконцентрируйтесь на всех положительных моментах вашего выступления. Визуализируйте доклад в деталях, начиная с представления и завершая подведением итогов.

Как преодолеть страх?

Пути преодоления глоссофобии включают в себя несколько этапов и методик. Оптимальным вариантом борьбы с таким фобическим состоянием является обращение за помощью к психологу или психотерапевту.

Специалисты не только выявят точные причины фобии, но и подберут индивидуальные методики устранения проблемы.

Дополнить курс терапии можно упражнениями, которые осуществляются в домашних условиях и направлены на повышение самооценки, развитие личностных качеств и коррекцию психоэмоционального состояния.

При лечении глоссософобии могут быть использованы следующие методики:

  • гипноз (один из самых эффективных способов);
  • индивидуальные и групповые занятия с психологом;
  • медикаментозная терапия (при наличии невротических расстройств).

Когда страх становится проблемой

Совсем не бояться публичных выступлений плохо, так как волнение и выброс адреналина — непременные спутники заинтересованного, воодушевленного оратора. Адреналин «зажигает» спикера, помогает поймать нужную волну, заразить аудиторию интересом к выступлению. Нет эмоций — нет огня. Сильные эмоции заставляют нас двигаться вперед. Волнение — отличная мотивация подготовиться, выложиться перед аудиторией на 100 %.

Адреналин — стимулятор для выступающего, но в слишком больших дозах он парализует человека, лишает воли

Перерождение волнения в панику становится настоящей проблемой, способной испортить карьеру и навредить репутации, поэтому так важно взять ситуацию под контроль

Готовьтесь заранее

Выступление пройдет на отлично, если заранее к нему подготовиться. Четко сформулируйте для себя цель выступления, решите, какую информацию вы хотите донести до аудитории. Например: «Хочу, чтобы слушатели поняли, что привлечение профессиональной управляющей компании для обслуживания объектов недвижимости необходимо в современных условиях».

Американский мультимиллиардер Уоррен Баффет признался, что в молодости он до ужаса боялся публичных выступлений. Обучаясь в университете, он специально подбирал такие предметы, на которых ему не пришлось бы выступать со своими работами. Чтобы избавиться от страха, он обратился к известному писателю Дейлу Карнеги. Профессиональный оратор помог Баффету побороть фобию.


Фото: Unsplash

Миллиардер отмечает, что главный секрет блестящего выступления — предварительная подготовка. Необходимо составить примерный план речи и отрепетировать ее так, будто вы уже выступаете. Именно тщательная подготовка позволила Баффету обрести уверенность и не бояться выступать перед большой аудиторией.

Проработайте все возможные варианты вопросов, которые вам могут задать, подготовьте к ним ответы. Будьте готовы и к каверзным вопросам, лучший способ в таких случаях ― отшутиться! Отвечайте вежливо, с юмором и улыбайтесь, как правило, это обезоруживает.

Во время выступления

Будьте готовы к тому, что аудитория может неоднозначно воспринять вашу речь. Это не значит, что собравшиеся критикуют вас как личность: они лишь выражают свое мнение по поводу произносимой вами информации. Отрицательное мнение тоже имеет право на существование. Даже если слушатели с вами не согласны, не стоит расстраиваться. поднятый вами вопрос задел их «за живое» и подтолкнул к размышлению, что хорошо в любом случае.

Постройте свою речь таким образом, чтобы вам было удобно ее произносить. Говорите короткими и ёмкими тезисами, между которыми выдерживайте паузу в несколько секунд. Если вы вдруг почувствуете волнение, эти паузы позволят вам подышать и собраться с мыслями. Слушателям в зале будет казаться, что вы специально говорите таким образом, чтобы донести до них максимум полезной информации.

Следуйте предыдущему совету даже в том случае, если в обычной жизни вы привыкли говорить быстро. Чем выше скорость вашей речи, тем чаще вы будете дышать. Со временем вы можете почувствовать нехватку воздуха, что может привести к появлению страха и неуверенности в себе. Во время речи лучше произносить меньше слов, но вкладывать в них больше смысла. Если вы будете в спешке подавать много информации, слушатели со временем могут потерять интерес к вашей речи.

Наше дыхание оказывает огромное влияние на качество речи и состояние организма. Спокойное и глубокое дыхание позволит вам расслабиться и сделает ваш голос увереннее. Именно поэтому не стоит недооценивать этот метод.

Если вы очень переживаете по поводу реакции окружающих, постарайтесь не смотреть им в глаза. Ваш взгляд должен быть направлен «над аудиторией», например, на уровне волос собравшихся людей. Время от времени поворачивайте голову, будто бы вы смотрите на людей в разных частях зала. Удивительно, но слушатели не заметят вашей хитрости. Им будет казаться, что вы обращаетесь к каждому из них лично.

Помни, что ты испытываешь не страх, а возбуждение

Один из главных лайфхаков любого тревожного мероприятия — превратить чувство страха в состояние возбуждения. Делается это достаточно просто — посредством внутреннего диалога с самим собой. 

Пойми, что страх — это ощущение, которое мы испытываем перед чем-то отвратительным и деструктивным. Например, перед вооруженными грабителями или монстрами из канализации. Тем временем публичное выступление — это перформанс, который поможет тебе донести до аудитории свои смыслы, прокачать навык ораторства и заслужить признание людей. Это не страшно, это просто волнующе. 

Осознавая это, ты сможешь конвертировать свое так называемое чувство страха в возбуждение, которое способно зарядить энтузиазмом, а не деморализовать.

В двух словах о фобии

Публичное выступление у многих людей вызывает сильную боязнь

Они начинают волноваться, что могут забыть что-то важное или вообще не раскроют рот в ответственный момент, не справятся с собственными эмоциями

Кому-то кажется, что подобная боязнь возникает только у стеснительных и робких людей. На самом деле, такая фобия наблюдается практически у каждого человека. Даже люди, имеющие опыт в ораторском искусстве, испытывает сильное волнение, когда приходится выходить с новой темой или выступать перед новой аудиторией. Данный страх занимает одно из первых мест среди всех известных фобий у людей.

В зависимости от того, насколько серьезная речь предстоит и перед какими людьми необходимо выступать, у человека может наблюдаться волнение, проявляемое в разной степени. Однозначно будет присутствовать тахикардия, дрожь в конечностях, возможна хрипота, онемение языка, не исключено покрытие шеи и лица красными пятнами.

Выступление на публике для интровертов

Несомненно, интровертам выступать значительно сложнее, чем экстравертам. Несмотря на то, что чистые типажи встречаются не так часто, вам действительно может казаться, что вы не созданы для публичных выступлений. В случае необходимости вы всегда сможете сделать это, используя приведённые выше способы, однако, если вам слишком тяжело, если вы чувствуете, что переламываете свой характер, задумайтесь, как сильно вам это надо.

Всегда можно найти сферу деятельности, в которой требуется минимум публичных выступлений. Не забывайте, что у любого человека может быть множество различных сильных сторон. Например, интроверты отлично умеют слушать и формулировать свои мысли на письме. Если устные выступления вам упорно не даются, это вовсе не значит, что с вами что-то не так. Но если выступить все же необходимо, то изначально не требуйте от себя многого. Договоритесь с собой, что не будете себя ругать, если что-то пойдет не так.

Чем характеризуется расстройство

Пейрафобией страдает 95% населения. Она характеризуется непреодолимым страхом выступлений перед скоплением людей

Причем неважно, какого масштаба эти скопления: небольшой рабочий коллектив или огромные концертные залы. Кстати, у людей артистических профессий также встречается подобная фобия

У глоссофоба предвестники расстройства проявляются за несколько дней до предстоящего выступления. Появляется тошнотворное чувство тревоги. Рождаются необоснованные сомнения по поводу выступления, уверенность в том, что событие не увенчается успехом. В представлении «мученика» рождается картина, как присутствующие насмехаются над ним, тычут пальцем, забрасывают гнилыми помидорами, свистят.

У больного развивается бессонница. Он не в состоянии есть, заниматься другой деятельностью, его сознание целиком и полностью захвачено мыслью о предстоящем выступлении. Наверняка этого человека сопровождают головные боли, может повышаться артериальное давление.

Сам момент выступления становится настоящим адом для горе-оратора. Больного охватывает ступор. Он стоит недвижимо перед публикой, не в состоянии пошевелить ни рукой, ни ногой. Жесты фоба становятся неестественными. Человек неуклюже размахивает руками, задевая рядом стоящие предметы. Если это доклад, требующий манипуляции с бумагами, листы разлетаются во все стороны, путаются так, что выступающий затрудняется разобраться, где начало, где конец.

Мимика оратора отличается странностями. Улыбка – неуместная, неадекватная. Возможен даже неудержимый смех.

Часто пейрафобия провоцирует нервный тик. Лицо пронзает мышечная судорога, из-за чего начинает неистово дергаться глаз, или верхняя губа саркастически вздергивается.

Глоссофоб настолько нервничает, переживает, что его сердце заметно ускоряет свою деятельность. Больной покрывается холодным потом. Лицо краснеет или, наоборот, становится бледным. Развивается ужасное чувство жажды, до рези в горле. Кажется, что язык прилип к небу и отлепить его очень сложно.

Чрезмерное волнение вызывает спутанность речи. Она становится сбивчивой, несвязной. Вместо нужного слова человек извергает какую-то чушь, спотыкается на каждом слове или забывает, что должен сказать. В целом, картина повествования получается некрасивой, скучной и нелогичной.

Изменяется характер голоса. Становится слишком тихим или, наоборот, чересчур звонким, переходящим в крик. В голосе появляется дрожь.

Из других речевых нарушений встречается логоневроз или мутизм.

Логоневроз или заикание проявляется у глоссофоба исключительно во время выступления. Вне данного события человек беспрепятственно общается, но стоит ему попасть в общество слушателей, заикание возобновляется.

Мутизм – отсутствие речи при сохранении способности к речевой активности и понимания слов окружающих. Иными словами, несостоявшийся оратор застывает перед публикой в гробовом молчании, неспособный произнести ни слова. Обращенные к нему реплики понимает, но ничего не комментирует, просто молчит.

Крайней степенью расстройства становится развитие панической атаки. Больные испытывают чувство страха, начинают задыхаться, могут бесцельно бегать или застыть в ступоре, теряют сознание. Возможно непроизвольное мочеиспускание.

Чтобы предотвратить появление неприятных ощущений, глоссофоб старается избегать публичного исполнения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.