Виды и теории научения. формирование навыков

Алан-э-Дейл       04.07.2022 г.

Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма

Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.

Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения),  нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался.

Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.

Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Например, человек пытается научить собаку выполнять команду. Когда собака успешно справляется (т.е. выполняет команду), она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда собака не справляется с заданием, она не получает поощрение. В итоге, у собаки устанавливается связь между определенным поведением и возможностью получить награду.Подобным образом, можно и отучить собаку, например, делать «свои дела» на ковер. Только использовать придется систему наказаний (например, отругать пса). Получается своеобразный метод «кнута и пряника».По этому поводу советую прочитать интереснейшую книгу Карен Прайор, которая называется «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя «.

Скиннер проводил эксперименты над голодными животными (крысы, голуби), которых помещал в ящик, который получил название «ящик Скиннера». Ящик был пуст, внутри находился лишь выступающий рычаг, под которым стояла тарелка для еды. Оставленная одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. В какой-то момент, крыса обнаруживает рычаг и нажимает на него.После установления фонового уровня (частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг) экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи ящика. Когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в тарелку. Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг.Пища подкрепляет нажатие на рычаг, и частота нажатий растет. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться. 

Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.

Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.Респондентное поведение — это  характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде.Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

Более сложные (индивидуальные) формы научения

Навык – деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

Это форма факультативного научения, индивидуального прижизненного опыта. Навык формируется на основе инстинктивного поведения, но по сути это индивидуально-изменчивое поведение.

Свойства навыка:

  • это более гибкое и активное приспособление к среде. Навык строится, формируется по ходу выполнения, с учетом изменения условий; в навыке операций больше, чем в инстинкте (там она всего одна), а выбор операции зависит от условий и ситуаций. навык можно перенести и использовать в новых условиях (эта возможность зависит от стадии развития психики).

Виды научения на основе навыка:

  • классическое обусловливание (Павлов) оперантное научение (Скиннер, Торндайк) когнитивное научение (Толмен, Кёлер, Бандура).

Подходы к пониманию научения

Существует несколько подходов к пониманию природы возникновения и механизмов развития научения. Каждая точка зрения, предложенная учеными, имеет свои особенности и должна быть рассмотрена в данном контексте.

Условно можно разделить позиции на несколько групп:

  • теории бихевиоризма – научение трактуется как случайное явление, обусловленное определенным стечением обстоятельств, требующее немедленной реакции;
  • теории гештальтпсихологии и необихевиоризма – весь процесс взаимодействия начинается с возникновения спонтанного интереса и заканчивается полным его удовлетворением;
  • теории, признающие научение познавательной деятельностью, в ходе которой комплексно применяются теоретические знания и практические умения.

Р.Г. Аверкин выделил некоторые положения, соединив схожие представления разных подходов к пониманию сущности феномена:

  1. Научение может выражаться как в постепенном, так и в скачкообразном изменении поведения.
  2. Изменения поведения не обусловлены созреванием организма, хотя развитие неестественно без научения.
  3. Научением нельзя назвать изменения в поведении ввиду усталости или влияния провоцирующих веществ.
  4. Регулярные упражнения неизменно способствуют совершенствованию научения.
  5. Возможность научения доступна в разной степени только некоторым видовым ступеням.

О чем эта теория?

Согласно данной концепции, ребенок, появляясь на свет, усваивает ценности, нормы поведения и традиции общества, в котором он живет. Этот механизм можно использовать как целостное научение детей не только навыкам поведения, но и определенным знаниям, так же, как и умениям, ценностям и навыкам.

Особое внимание ученые, разработавшие эту теорию, уделяли научению путем подражания. Причем они, с одной стороны, опирались на бихевиоризм как классическую теорию, объясняющую причины человеческого поведения, а, с другой стороны, на психоанализ, созданный З. Фрейдом

Фрейдом.

Вообще данная концепция представляет собой работу, которая, появившись на страницах толстых академических журналах, стала очень востребована американским обществом. Ею увлекались как политики, мечтавшие узнать законы человеческого поведения и управлять посредством их большим количеством людей, так и представители других профессий: от военнослужащих и полицейских до домохозяек.

Оперантное научение в работах Э. Торндайка

Экспериментальное изучение условий приобретения действительно нового поведения, а также динамики научения, было в центре внимания американского психолога Э. Торндайка. Его работы в основном исследовали закономерности решения проблемных ситуаций у животных. Животное (кошка, собака, обезьяна) должно было самостоятельно найти выход из специально построенного «проблемного ящика» или лабиринта. Позже в подобных экспериментах в качестве испытуемых участвовали и маленькие дети.

При анализе такого сложного спонтанного поведения, каким представляется поиск способа решения лабиринта или отпирания двери (в отличие от реагирующего, ответного поведения), трудно определить стимул, вызывающий определенный ответ. Согласно Торндайку, животные сначала совершали множество хаотичных движений-испытаний и только случайным образом производили правильные, которые приводили к успеху. В последующих попытках выбраться из того же ящика наблюдалось уменьшение количества ошибок и сокращение затраченного времени. Тип обучения, при котором субъект обычно бессознательно пробует различные вариации поведения, операнты, из которых «выбирается» наиболее подходящий, наиболее адаптивный, был назван оперантным обусловливанием.

Метод «проб и ошибок» при решении интеллектуальных задач считался общей закономерностью, характеризующей поведение животных и человека. Торндайк сформулировал четыре основных закона обучения.

  1. закон повторения (практики). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем сильнее. 2-й закон действия (усиления). Когда реакции усваиваются, те из них, которые сопровождаются подкреплением (положительным или отрицательным), становятся фиксированными.
  2. закон готовности. Состояние субъекта (чувство голода, жажды) не безразлично для производства новых реакций.
  3. закон ассоциативного сдвига (временной смежности).

Нейтральный стимул, связанный со значимым стимулом, также начинает вызывать желаемое поведение.

Торндайк также определил дополнительные условия для успешного обучения ребенка — легкость в различении стимула и реакции и осознание взаимосвязи между ними.

Оперантное обучение происходит при большей активности организма, оно контролируется (определяется) его результатами, последствиями. Общая тенденция заключается в том, что действия, которые привели к положительному результату, успеху, должны быть зафиксированы и повторены.

Лабиринт в экспериментах Торндайка служил упрощенной моделью окружающей среды. Техника лабиринта в какой-то степени моделирует отношения между организмом и окружающей средой, но очень узким, односторонним, ограниченным образом; и чрезвычайно трудно применить паттерны, обнаруженные в рамках этой модели, к социальному поведению человека в сложно организованном обществе.

Постоянный опыт обучения порождает то, что другие школы психологии называют личностью. Личность — это опыт, который человек приобретает на протяжении всей жизни. Уникальность человека определяется определенным сочетанием генетических характеристик и его учебным репертуаром. Таким образом, психическое развитие отождествляется с обучением, то есть с любым приобретением знаний, навыков и умений — как в условиях специального обучения, так и возникающих спонтанно. Человек — это то, чем он научился быть.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Организация контроля качества образовательных результатов при обучении
  2. Задачи гражданского воспитания
  3. Музыкальное воспитание как педагогическая система
  4. Технология музыкального воспитания школьников Кабалевского
  5. Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции
  6. Аудит профессиональной компетенции педагогов доо
  7. Методика воспитания эстетической культуры личности
  8. Мастерство и творчество педагога
  9. Содержание когнитивного, поведенческого, институционального блоков в структуре педагогической культуры
  10. Управление аксиологическим потенциалом школьника в условиях общеобразовательной школы

Оперантное научение (Б. Скиннер, Э. Торндайк)

Оперант — это некий способ поведения. «Операнты, которые приводят к подкреплению (приятным для индивида последствиям), в будущем встречаются чаще» («Закон выгоды», сформулированный Скиннером).

Пример. Лабораторная крыса помещалась в «ящик Скиннера» (пустой ящик с педалью внутри) и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких таких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая не была связана ни с какими предшествующими стимулами.

Т. е. принципиальное отличие оперантного научения от обусловливания — это отсутствие прямой связи с безусловным стимулом. Подкрепить можно любое поведение. Само поведение может быть как случайным, так и подражательным.

Подкрепление может быть положительным (дать приятный стимул) или отрицательным (убрать неприятный стимул), и гарантированно ведет к укреплению способов поведения, вслед за которыми оно следует.

Наказание также может быть положительным (дать неприятный стимул) или отрицательным (удалить приятный стимул), однако в отличие от подкрепления, ведет к непредсказуемым последствиям — например, к поиску способов избегнуть наказания и получить желаемое.

Пример. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые «обходные» формы поведения бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание.

Разновидностью оперантного научения является научение вследствие подражания.

Выделяют две формы подражания:

1) обычное подражание — подражание без оценки последствий для себя.

Пример. Японские макаки и батат. Исследователи разбили свою стоянку около того места, где жило стадо японских макак. Перед едой исследователи мыли в реке бататы (сладкий картофель). Вскоре нечто подобное стали делать молодые самцы обезьян. Подобные действия для них не являлись необходимыми, это не было направлено на защиту организма или стада: обезьяны вполне могут питаться продуктами без их предварительной очистки и мытья. Затем все большее и большее количество обезьян стало совершать подобные действия.

2) викарное подражание («научение через наблюдение», «социальное научение») — подражание модели при частичном понимании последствий своих действий для себя. андуры было то, что для закрепления воспроизводимости операнта достаточно лишь наблюдения за тем, поощряется ли или наказывается за это поведение объект наблюдения.

Пример 1. Кукла Бобо. Актер в присутствии группы детей издевался над куклой Бобо и избивал ее, получая за это прилюдную похвалу. Когда детям после этого позволили поиграть с Бобо наедине, те вели себя по отношению к ней схожим образом агрессивно. Эти агрессивные стереотипы поведения воспроизводились и спустя многие месяцы.

Получить полный текст

Пример 2. Фишки. Дети играли в кегли и получали в случае успеха фишки, которые могли поменять на весьма привлекательные вещи. Взрослый (актер) играл вместе с ними, но часть фишек каждый раз, ничего не объясняя, жертвовал (опускал в кружку) благотворительному фонду. Довольно скоро дети начали поступать так же. Спустя месяцы дети приняли участие в совершенно другой игре, но и тогда большое число фишек оказалось в кружке благотворительного фонда.

Сущность и основные понятия теории бихевиоризма

Поведение как совокупность реакций на стимулы

В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения. Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S). За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. В качестве описательной и объяснительной предлагалась схема S — R, согласно коей воздействие (стимул) S порождает некое поведение (реакцию) R, причем характер реакции определяется только стимулом. Формула «стимул – реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме.

Все реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. С этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением.

Подкрепление, закон эффекта и виды обусловливания

Основным принципом бихевиоризма является закон эффекта, сформулированный Торндайком: последствия поведения определяют вероятность его повторения, т.е. связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

Механизм подкрепления называется обусловливанием. Выделяются 4 формы обусловливания:

  1. Классическое обусловливание, или выработка условных рефлексов, – это тип научения, при котором нейтральный раздражитель начинает вызывать реакцию после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем.
  2. Оперантное обусловливание – это тип обусловливания, при котором организм получает подкрепление за произвольно порождаемую реакцию (так называемое оперантное поведение), реакция приводит в действие механизм подкрепления. При оперантном обусловливании поведение нельзя вызвать автоматически. Поведение должно иметь место до того, как оно может быть связано с вознаграждением.
  3. Обусловливание избеганием – это вид оперантного обусловливания, при котором подкрепление состоит в прекращении воздействия неприятного стимула.
  4. Контробусловливание – это устранение выработанной ранее условной реакции путем замещения ее новой условной реакцией на тот же самый стимул.

В результате подкрепления происходит генерализация раздражителя – распространение реакции с одного специфического раздражителя на другие похожие.

Социальное научение

Процесс социального научения походит 3 основных стадии:

  1. Стадия наблюдения данной формы поведения у других и ее последствий;
  2. Стадия реализации данной формы поведения в собственном поведении;
  3. Генерализация раздражителя.

Вероятность перехода от первой стадии процесса социального научения ко второй определяется законом эффекта. Поэтому если последствия наблюдения данного вида поведения других регулярно являются субъективно положительными, то осуществляется положительное подкрепление, и данный вид поведения закрепляется в системе поведенческих реакций наблюдающей личности. Если, напротив, последствия реализации данного вида поведения других отрицательны, то происходит отрицательное подкрепление, и закрепляется склонность подавлять тенденции к данному виду поведения.

Таким образом, практически поведение является результатом обучения: поведение представляет собой совокупность реакций на внешние стимулы, которые преимущественно усваиваются в процессе научения. Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Поэтому бихевиоризм еще принято называть теорией научения.

На основе бихевиоризма возникли необихевиоризм и оперантный бихевиоризм Скиннера. В целом бихевиористическое направление, несмотря на свои недостатки, внесло значительный вклад в развитие психологии как науки, прежде всего, в изучение влияния социальных факторов на формирование личности человека.

Оглавление книги открыть закрыть

Экзаменационные билеты по медицинской психологии1. Предмет и задачи медицинской психологии – кратко2. Краткая характеристика основных разделов медицинской психологии – кратко3. Методы исследования в медицинской психологии – кратко4. Этические аспекты деятельности медицинского психолога – кратко5. Определения понятия и критериев психического здоровья – кратко6. Критерии психического здоровья по Б.С. Братусю – кратко7. Подходы к определению психической нормы – кратко8.Понятие психической болезни и психического расстройства. Критерии психической болезни – кратко9. Определение понятий симптома и синдрома – кратко10. Диагностические принципы – альтернативыСовременная классификация и виды психических расстройств – кратко13. Психические расстройства как следствие нарушения работы головного мозга – кратко14. Роль генетических факторов в развитии психических заболеваний – кратко15. Роль биохимических факторов в развитии психических заболеваний – кратко16. Роль нейрофизиологических факторов в развитии психических заболеваний – кратко17. Теория стресса Г. Селье – кратко18. Когнитивно-феноменологическая модель стресса (Лазарус, Фолкман) – кратко19. Виды стрессоров и стрессовых реакций – кратко20. Роль стресса в возникновении психических заболеваний – кратко21. Представление о психической патологии в классическом психоанализе З.Фрейда. – кратко22. Механизмы формирования психической патологии в психологии самости – кратко24. Механизмы формирования психической патологии в Эго-психологии – кратко25. Механизмы формирования психической патологии в психологии объектных отношений – кратко26. Психоаналитический диагноз и уровни развития личности – кратко27. Модель психической патологии в поведенческом подходе – кратко28. Виды научений и их роль в возникновении психических расстройств – кратко29. Модель психической патологии в социально-когнитивной теории А. Бандуры – кратко30. Модель психической патологии в теории социального научения Дж.Роттера – кратко31. Модель формирования психических расстройств по А.Беку – кратко32. Искажение когнитивных элементов в теории А.Бека – кратко33. Искажение когнитивных процессов в теории А.Бека – кратко34. Искажение когнитивного содержания в теории А.Бека – кратко35. Модель формирования психических расстройств А.Эллиса – кратко36. Модель психической патологии в экзистенционально-гуманистическом подходе – кратко37. Характеристика основных экзистенциональных проблем и их проявления при психических расстройствах – кратко38. Факторы возникновения психических расстройств по К.Роджерсу – кратко39. Роль социальных факторов в формировании психических расстройств – кратко40. Социальные факторы, повышающие устойчивость к стрессу – кратко41. Роль культурных факторов в формировании психических расстройств – кратко42. Критическая психиатрия (Д.Инглби, Т.Шаш, Лэнг) – кратко43. Теория «навешивания ярлыков» – кратко44. Проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман) – кратко45. История развития медицинской психологии в дореволюционный период – кратко46. Культурно-историческая обусловленность человеческой психики – кратко47. Проблема развития и строения ВПФ – кратко48. Проблема соотношения биологического и социального – кратко49. Проблема развития и распада психики – кратко50. История развития медицинской психологии в СССР – кратко История развития клинической психологии как науки

Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена

Эдвард Толмен — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор концепции «когнитивных карт» и создатель когнитивного бихевиоризма.

Он отвергал закон эффекта Э. Торндайка, считая, что вознаграждение (поощрение) оказывает слабое воздействие на научение. Вместо этого Э. Толмен предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма.

Толмен предположил, что поведение является функцией пяти основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст.

Онсчитал, что бихевиористская модель S-R должна быть дополнена. По его мнению, формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные (организм) — зависимая переменная (реакция), т.е. S-O-R.

Промежуточными переменными является все, что связано с организмом (О), и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение. Таким образом, средним звеном являются недоступные прямому наблюдению психические моменты (например, ожидания, установки, знания и др.). Примером промежуточной переменной может являться голод, который невозможно увидеть у подопытного (животного или человека). И тем не менее голод можно объективно и точно связать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.

Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы.

Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты».Когнитивная карта — это субъективная картина, имеющая пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые объекты.Эти «карты» животное строит само. Они и ориентируют его в лабиринте. По ним животное, запущенное в лабиринт, узнает, куда и как ему нужно добраться.

Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальттеорией. Учтя ее, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Реактивное научение[ | ]

Реактивное научение, при котором вырабатываются новые реакции на раздражители. Это пассивная форма научения: для приобретения новых реакций живое существо не производит никаких действий над внешней средой.

Самый простой вид научения. Основные формы реактивного научения: привыкание и сенсибилизация, импринтинг, классическое обусловливание.

Привыкание и сенсибилизация

Эти простейшие формы научения имеются у самых примитивных животных, но сохраняются и у человека.

Привыкание (габитуация)

— это уменьшение реакции при повторном действии незначимого раздражителя. Например, человек привыкает спокойно спать под шум автомобилей под окнами.

Сенсибилизация

, напротив, — это усиление реакции при повторном действии значимого раздражителя. Например, у человека, сильно испуганного громким звуком, на некоторое время усиливается реакция и на тихие звуки.

Импринтинг

Импринтинг («запечатление») — это мгновенное научение, «научение с первого раза». Классический пример импринтинга — формирование привязанности гусят к первому увиденному после вылупления движущемуся объекту. В естественной среде обитания этим объектом бывает мать, и гусята сразу после вылупления начинают повсюду следовать за ней; биологическое значение этого феномена очевидно. Если же первым движущимся объектом оказывается экспериментатор или даже неодушевлённый предмет (например, мячик), то гусята начинают следовать именно за ним.

Важная закономерность импринтинга заключается в том, что он формируется в строго определённые периоды жизни, называемые критическими периодами. В примере с гусятами критический период — это первые часы после рождения. Эта закономерность распространяется и на многие другие формы научения, сходные с импринтингом: например, канарейка может научиться петь только в том случае, если её в определённый период жизни подсадить к взрослой поющей особи; у ребёнка существует определённый критический период (до 5 лет) для формирования речи. Таким образом, критические периоды в широком смысле слова — это такие периоды, в которые особенно легко формируются и особенно прочно закрепляются определённые формы поведения.

Классическое обусловливание

Павловское, респондентное обусловливание. Это процесс формирование условных рефлексов. Условные рефлексы отличаются от безусловных следующими основными особенностями.

Безусловные рефлексы — в основном врождённые, они возникают в ответ на биологический стимул без предыдущего научения, или обусловливания.

Условные рефлексы — новые, приобретённые связи между нейтральным стимулом и безусловной реакции; они вырабатываются при сочетаний безусловного и нейтрального стимулов, главные из которых следующие:

Типичный пример — выработка условнорефлекторного слюноотделения. Предъявление пищи — это безусловный стимул: у более или менее голодного животного или человека оно всегда вызывает слюноотделение. Если предъявление пищи несколько раз предварять включением лампочки, то через некоторое количество повторов в ответ на включение лампочки будет выделяться слюна.

Если безусловный стимул перестает подкрепляться, то условный рефлекс постепенно начинает угасать. Например, если выработать условнорефлекторное слюноотделение на включение лампочки, а затем это включение перестать сопровождать предъявлением пищи, то через некоторое время вид лампочки перестанет вызывать слюноотделение. Это явление называется угасанием. Существуют несколько видов угасания, но все они обладают главным общим свойством: возникают в ответ на неподкрепление.

Биологический смысл условных рефлексов заключается в том, что условные раздражители имеют сигнальное значение, то есть оповещают о предстоящих важных событиях. Таким образом, реакция на условный стимул (условный рефлекс) обеспечивает опережающее реагирование, это имеет ценность для выживания вида. Значение условного рефлекса огромно: подавляющее большинство наших действий представляет собой опережающие реакции на сигналы. Благодаря постоянной выработке условных рефлексов на подкрепляемые стимулы и угасанию условных рефлексов — при прекращении подкрепления организм всё тоньше и точнее приспосабливается к окружающей среде.

Респондентное обусловливание было открыто И. П. Павловым.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.