Какие бывают конфликты: определение понятия и основные виды в психологии

Алан-э-Дейл       15.09.2024 г.

Другие типы конфликтных личностей. Способы работы с ними

Помимо основных типов, существуют и другие виды конфликтных людей. Они не обладают таким многообразием характеристик, зато имеют яркие выразительные черты поведения. И если придется взаимодействовать с конфликтной личностью определенного типа, нужно уметь правильно себя вести, чтобы не довести простое недоразумение до ссоры мирового масштаба.

«Грубиян-крикун» повышает голос в любой непонятной ситуации. С ним в общении главное — самому не перейти на крик.

«Граната» – спокойный и мирный человек, но в какой-то момент он в секунду превращается в монстра. Это происходит, когда человек начинает терять контроль над ситуацией, и появляется чувство собственной беспомощности. Если после «взрыва» уверить такого человека, что все образуется, то он очень быстро успокоится.

«Всезнайка», пожалуй, один из самых раздражающих типов. Такие люди не умеют слушать, они постоянно принижают значимость сказанных собеседником слов, перебивают его и критикуют. Они пытаются всеми правдами и неправдами поставить себя на пьедестал, продемонстрировав интеллектуальное превосходство и компетентность. С такими людьми бесполезно спорить, лучше всего соглашаться с ними, даже если они и говорят кучерявую ересь.

Управление конфликтами: психология

Конфликтующие стороны могут длительный срок находиться в конфронтации и даже привыкают к этой ситуации. Как показывает практика, в таких отношениях срабатывает детонатор, который провоцирует открытое противостояние сторон.

Или же наоборот, выяснение отношений происходит цивилизованным путём, но из-за непрофессионализма участников столкновения, выход из ситуации происходит некорректно и приводит к негативным последствиям.

Регулирование отношений сводится к способности им управлять. Причём не всегда управление конфликтом является его решением. Иногда важнее сохранить добропорядочные отношения между конфликтующими, чем разрешить противоборство.

Понятие конфликта в психологии

Под конфликтом понимают противостояние двух и более оппонентов, имеющих разные точки зрения на какую-то ситуацию. Конфликт (conflictus) с латыни — столкновение. Понятие конфликта в психологии подразумевает столкновение интересов, разногласие во мнениях, противостояние в достижении целей. Вся жизнь человека проходит в решении этих споров. Чарльз Ликсон в своей книге «Конфликт. Семь шагов к миру» с долей сарказма подметил: если в вашей жизни нет конфликта, проверьте пульс. Психология конфликта подтверждает, что разногласия между людьми происходят постоянно и являются неотъемлемой частью их существования. Так ли это плохо, попробуем разобраться. Конфликт — это противопоставление желаний, успешное разрешение напряжённой ситуации принесёт пользу конфликтующим сторонам, в психологии спора нужно чувствовать грань, на которой выяснение отношений происходит в созидательном ключе. Нарушение этой границы негативно отражается на обеих сторонах конфронтации.

Структура конфликта в психологии включает в себя:

  • объект (то из-за чего произошёл спор);
  • субъекты (те, между кем возникли разногласия — отдельные лица, группы или организации);
  • условия протекания;
  • масштаб;
  • стратегию и тактику поведения субъектов ситуации;
  • заключительный этап конфликта (разрешён, не разрешён).

Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов

Сторона А Сторона Б Форма разрешения
Соперничество Соперничество перерастание в другой конфликт
Соперничество Уступка урегулирование
Соперничество Компромисс урегулирование
Соперничество Сотрудничество урегулирование
Соперничество Уход затухание
Компромисс Уступка урегулирование
Компромисс Компромисс урегулирование
Сторона А Сторона Б Форма разрешения
Компромисс Сотрудничество урегулирование
Компромисс Уход затухание
Уход Уступка затухание
Уход Сотрудничество затухание
Уход Уход затухание
Уступка Уступка урегулирование
Уступка Сотрудничество урегулирование
Сотрудничество Сотрудничество разрешение противоречия, составляющего основу конфликта

Динамика конфликта

  • Этапы развития конфликта:
  • Развитие доконфликтной ситуации
  • Развитие собственно конфликта
  • Развитие послеконфликтной ситуации

Развитие доконфликтной ситуации

  • возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия;
  • ее осознание субъектами проблемного взаимодействия;
  • попытки разрешить неконфликтными способами;
  • начало предконфликтной ситуации.

Развитие собственно конфликта

  • инцидент;
  • переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;
  • конфликтное взаимодействие;
  • попытки завершить конфликт;
  • завершение конфликта
  • Развитие послеконфликтной ситуации
  • частичная нормализация взаимодействия участников конфликта;
  • полная нормализация взаимодействия.

Как проходить занятия?

Как уже было не раз подмечено, материалы нашего тренинга по конфликтологии максимально адаптированы под практическое применение, причём, под применение абсолютно любым человеком. Но ни в коем случае не стоит забывать о том, что решающее значение имеет здесь не изучение материала, а его практическое использование. Читать, изучать, знать много всего полезного и интересного – это, конечно же, хорошо. Но если знания, которые могут быть применены в жизни, применены не будут, цена их будет невысока, т.к. никакой пользы они вам не принесут. Имейте это в виду.

Каждый из уроков вы можете изучать поэтапно. В качестве примера можно привести простой алгоритм (но вы можете выработать и свой собственный):

  • День первый – изучение материала
  • День второй – повторное изучение материала для закрепления
  • День третий – применение полученных знаний на практике
  • День четвёртый – подведение итогов по применению материала изученного урока
  • День пятый, шестой и седьмой – отдых

Таким образом, на изучение данного тренинга у вас уйдёт чуть больше месяца. Если для вас этот срок кажется слишком продолжительным, составьте свой график, и изучайте/практикуйте, к примеру, не один урок в неделю, а два. Найдите наиболее комфортный для себя вариант.

Также хочется сказать, что нужно не просто один раз применить навык, пусть даже успешно, а постепенно и целенаправленно оттачивать его, чтобы внедрить в арсенал привычных для вас действий. Старайтесь сформировать у себя полезную привычку (согласно некоторым исследованиям, на это требуется 21 день).

В процессе обучения используйте всевозможные вспомогательные материалы – блокнот для записей, дневник, органайзер, компьютер или гаджет. Например, поставьте в планировщике заданий своего смартфона звуковой сигнал на намеченное для обучения время, чтобы он напоминал вам о том, что пора приступать к занятиям. Или делайте в блокноте краткую запись всякий раз, когда эффективно или неэффективно повели себя в конфликтной ситуации. Вы можете придумать что угодно – главное, чтобы это было вам на пользу.

Функции конфликта в конфликтологии

Прежде чем вести разговор о функциях конфликтов, необходимо отметить их разделение на две группы:

  • деструктивные;
  • конструктивные.

Некоторые конфликты несут в себе и те, и другие свойства, однако их классифицирую по тому, какие свойства в них преобладают. Функциональность конфликта может меняться с течением времени ввиду наличия в нём отрицательных и положительных аспектов.

Конструктивные функции конфликтов следующие:

  • Устранение нерешенных противоречий, в том числе и в деловых вопросах. При этом противоречия устраняются полностью или частично.
  • Глубокая оценка индивидуально-психологических особенностей людей, которые принимают участие в конфликте, определение их потребностей и мотивов, выявление психологической устойчивости к стрессовым факторам в трудных ситуациях.
  • Ослабление психической напряженности, которая, в свою очередь, является реакцией участников на конфликт. В результате правильного конфликтного взаимодействия можно снять у человека напряжённость, что приводит к понижению отрицательных эмоций и исчерпанию конфликта.
  • Конфликт выступает как источник развития личности и отношений между социумом. Таким образом, человек расширяет свое взаимодействие с окружающей средой, с другими людьми, что позволяет приобрести ему новый социальный опыт в разрешении трудных ситуаций.
  • Отстаивание справедливых целей перед оппонентом или группой оппонентов, за счёт чего повышается авторитет среди окружающих.
  • Конфликт выступает в качестве средства самоутверждения личности, формирования у неё собственного мировоззрения через становление и социализацию.
  • Выявление неразрешенных проблем в группе или у отдельного индивида. С помощью конфликтов, например, можно отрегулировать поведение отдельных лиц.
  • Анализ общественного мнения, коллективного настроения, социальных установок, актуализация гуманистических ценностей.
  • Создание благоприятных условий в коллективе, что повышает уровень работоспособности.
  • Сплочение коллектива перед лицом каких-либо трудностей или внешних обстоятельств, например, перед тиранией начальника.
  • Поиск продуктивных решений имеющихся проблем, в том числе в коллективах. Здесь реализуется предметно-познавательная деятельность.
  • Оптимизация межличностных отношений, что позволяет благоприятно наладить обстановку в коллективе.

Деструктивное влияние конфликта проявляются в следующих функциях:

  • Негативное воздействие на психику людей.
  • Воздействие в форме стресса повышает вероятность заболеваний, особенно сердечнососудистых, возможность хронических нарушений.
  • Нарушение отношений между личностями, в том числе и складывающихся длительное время.
  • Формирование в образе оппонента образа врага, что способствует формированию негативных установок.
  • Закрепление на практике опыта насильственного способа решения проблемы, например, физическое принуждение или применение побоев.
  • Негативная установка, отражающаяся на деятельности оппонентов, особенно, если оппоненты работают в коллективе.
  • Отрицательное влияние на общее развитие личности, в том числе формирования у человека неверных представлений о таких явлениях, как справедливость, авторитет, возможности коллектива.

Кроме того, конфликты негативно воздействуют на группу или организацию, в которой требуется наличие сплочённости, взаимосвязи. Нередко конфликт разрушает традиции в группе, оказывает отрицательное воздействие на взаимоотношения отдельных индивидов, на социально-психологический климат, ослабляет её единство и сплоченность, ухудшает качество совместной деятельности, особенно в тех случаях, когда конфликт протекает длительное время. Возможно формирование установок на насильственные действия в отношении отдельных личностей, установление деструктивного лидерства.

Таким образом, конструктивные конфликты не выходят за рамки этических и моральных норм, деловых отношений. Деструктивные конфликты приводят к разрыву взаимоотношений между личностями коллектива в целом, препятствует развитию группы, понижают её эффективность. При этом невозможно преодолеть разногласия, улучшить обстановку, сделать её оптимальной для обеих или нескольких сторон.

Рисунок 1. Функции конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стратегии поведения в конфликте

Кеннет Томас выделяет следующие эффективные стратегии поведения человека в конфликте:

  • соперничество;
  • приспособление;
  • уклонение;
  • компромисс;
  • сотрудничество.

Некоторые ученые также выделяют две дополнительные эффективные стратегии разрешения конфликта: подавление и переговоры.

Соперничество является основной стратегией, которую избирает большинство лиц при возникновении конфликта. При соперничестве человек предполагает, что обязан защитить свою точку зрения, если же он будет учитывать точку зрения другого лица, то имеет возможность проиграть

Противоположная позиция не берется им во внимание

Плюсы стратегии «Соперничество»:

  • Установление жесткого контроля над развитием конфликта и действиями оппонента.
  • Жесткое отстаивание своей позиции, учет своих собственных интересов.
  • Улучшение качества своей личной деятельности за счет применения стратегии соперничества.

Минусы стратегии «Соперничество»:

  • Возможность применения обмана, хитрости с целью создания перевеса в свою сторону, провокация оппонента, что может привести к негативным последствиям.
  • Применение данной стратегии невозможно в том случае, когда между субъектами подразумеваются длительные отношения, дружба, любовь, необходимо учитывать интересы другого человека.
  • Соперничество говорит о нежелание стороны вступить в конструктивный диалог по причине своей собственной неуверенности.

Приспособление характеризует особый способ поведения человека в конфликте, когда субъект убирает на задний план свои личные потребности и интересы, идет на уступки оппоненту стоит целью, чтобы не допустить дальнейшего развития конфликта.

Плюсы стратегии «Приспособление»:

  • Возможность сохранить личные ресурсы.
  • За счет содержания победы возможность одержать верх, самоутвердиться, при отсутствии претензий на победу и сопротивления.

Минусы стратегии «Приспособление»:

  • Субъект вынужден постоянно соглашаться с требованиями оппонента, угождать ему, демонстрировать пассивную позицию активными способами.
  • Субъект вынужден брать и потакать оппоненту.
  • Ввиду субъективной стороны применение данной стратегии невозможно в тех случаях, когда причиной конфликтов является что-то существенное. Иначе конфликт не удастся исчерпать, возникают негативные эмоции, которые снова идут к конфликту.

Стратегия избегания заключается в том, что человек любым способом пытается отложить конфликт и принятие важных решений на «потом».

Плюсы стратегии «Избегание»:

Данная стратегия полезна в том случае, когда дальнейших отношений с оппонентом не планируется или суть конфликта не особо важна для сторон.
Подразумевает отказ от применения силовых методов, отрицание важности конфликта.

Минусы стратегии «Избегание»:

  • Демонстрирует страх оппонента сделать ответный ход.
  • Не применима в тех случаях, когда отношения с человеком важны для оппонента, стратегия избегание в данном случае только ухудшит положение дел, ведя к разрыву отношений.

Компромисс выступает в качестве частичного способа удовлетворения потребностей сторон.

Плюсы стратегии «Компромисс»:

  • Стороны занимают равные позиции.
  • Стороны могу предложить свои варианты для разрешения конфликта.
  • Оппоненты стремятся найти взаимовыгодное решение, учитывающее интересы обоих сторон. Решение при этом должно соответствовать принципу справедливости.

Минусы стратегии «Компромисс»:

  • Компромисс – это промежуточный этап разрешения конфликта, не исчерпывающий всех проблем.
  • Иногда стороны используют хитрость или лесть с целью вызова у другой стороны благих намерений.

Стратегия сотрудничества предусматривает разрешение конфликта выгодным для обеих сторон путем

Причем важно не только учитывать позицию оппонента, но и стремиться быть максимально удовлетворенной результатами разрешения конфликта

Плюсы стратегии «Сотрудничество»:

  • Полный сбор информации о субъектах конфликта, причинах и условиях возникновения конфликта.
  • Использование достаточных ресурсов для разрешения конфликта между сторонами:
  • Возможность открыто обсудить конфликт, опредметить его

Минусы стратегии «Сотрудничество»:

  • Неприменима тогда, когда для сторон неважна сущность конфликта, стороны меряются силами.
  • Неприменима, если один из оппонентов не настроен сотрудничать, в таком случае конфликт не будет разрешен, в лучшем случае, будет отсрочено его решение на неопределенный период.

Рисунок 1. Варианты поведения в конфликтных ситуациях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Что такое конфликтология?

Конфликтология – это дисциплина, которая занимается изучением закономерностей таких процессов, как возникновение, развитие, разрешение и завершение конфликта.

Одним из людей, заложивших основы общей теории конфликта являлся Карл Маркс. Им было разработано учение о противоречии и развита модель социального изменения. После него основы учения о конфликте были сформулированы американским социологом Джонатаном Тёрнером. Кроме того, огромный вклад в развитие конфликтологической науки внесли американский социолог Льюис Козер и немецкий социолог и философ Георг Зиммель. Если же изучить и другие источники, то можно заключить, что в развитии конфликтологии вообще, как в нашей стране, так и за рубежом, принимали участие, главным образом, социологи, психологи и политологи.

Однако несколько существенных обстоятельств позволяют провести грань между отечественной и зарубежной конфликтологией:

  • За рубежом попытки создания теории конфликта предпринимались ещё в XIX веке
  • За рубежом для изучения конфликтов применяется большее количество подходов
  • За рубежом конфликтология преподаётся в самых крупных университетах
  • За рубежом предусмотрены степени бакалавра и магистра по конфликтологии
  • За рубежом конфликтология – это наука, преимущественно, прикладного характера

Что же касается отечественной конфликтологии, то первые публикации на эту тему появились лишь в 20-х годах XX века (первая работа датируется 1924 годом; её авторами являются М. И. Могилевский и П. О. Гриффин). В этих трудах проблему конфликтов впервые выделили в качестве самостоятельной, а в заголовках самих робот уже фигурирует термин «конфликт». А как отдельная наука конфликтология оформилась в России в начале 90-х годов. В настоящее же время конфликтологии и проблеме конфликта уделяется всё больше внимания российскими исследователями.

Теперь же пришло время сказать несколько слов о центральном понятии конфликтологии – конфликте.

Конфликт в его общем понимании является наиболее острым способом разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают при социальном взаимодействии. Суть конфликта заключается в противостоянии его участников, сопровождающемся отрицательными эмоциями. Нередко это противостояние выходит за рамки социальных норм и правил.

Но конфликтология различает два основных вида конфликтов – социальный конфликт и внутриличностный конфликт.

Социальный конфликт является наиболее острым способом развития и разрешения важных для людей противоречий, которые возникают при их взаимодействии. Суть такого конфликта аналогична сути, выраженной в вышеизложенном определении конфликта.

Внутриличностный конфликт является острым негативным переживанием, обусловленным длительной борьбой внутренних психологических структур личности, отражающим противоречивые связи человека с социальной средой, а также затрудняющим и задерживающим принятие решений.

Умение распознавать и предупреждать возникновение конфликта, а также управлять им и нейтрализовывать его открывает перед человеком огромные возможности. Оно позволяет любому человеку не только эффективно разрешать проблемные ситуации и успешно выходить из затруднительных положений, связанных с конфликтами, но и предвидеть потенциально опасные ситуации, предпринимать соответствующие действия для их подавления. По большому счёту, такой навык способен сделать жизнь человека гармоничнее, окрашенной в более яркие краски и наполненной преимущественно положительными эмоциями. Не стоит, конечно, идеализировать, но если бы все люди на планете применяли в своей жизни принципы эффективного предупреждения и разрешения конфликтов, то, наверняка, в мире стало бы меньше разногласий, ненависти, войн.

Вот простой пример на бытовом уровне: если, например, два члена семьи не знают навыков конфликтологии, то при возникновении спора, непонимания, разногласий ситуация с большой долей вероятности может перетечь в серьёзный семейный скандал, результатом которого могут стать как просто негативные эмоции людей по отношению друг к другу, так и полный разлад и даже разрыв семейных отношений. Но когда хотя бы один человек владеет навыками конфликтологии, он способен, во-первых, не допустить, чтобы ситуация вышла из под контроля и повлекла за собой разрушительные последствия, а во-вторых, сделать так, чтобы она вообще не появилась, ведь он сможет распознать её ещё до её появления. И это можно применить не только к области семейных отношений, но и к любой другой.

Виды конфликтов

Наиболее широкую классификацию разновидностей конфликтов предлагает Р. Даррендоф. Он разделят их по таким параметрам:

  1. Источнику возникновения. Они определяют вид споров: межличностные столкновения и внутренние противостояния интересов и ценностей, особенностей личных взглядов.
  2. Социальным последствиям. От разрешения ситуации зависит, будет ли она оказывать позитивное или негативное влияние на личность и социальную группу, последует ли за ним деструктивная реакция.
  3. Масштабности. Противостояние может быть межличностным, охватывать малую или большую группу, охватывать интересы нескольких групп, регионов и государств. Мегаконфликты приводят к формированию межгосударственных альянсов и часто — военному разрешению спора.
  4. Формам борьбы. Противостояние разрешается мирно с помощью переговоров или немирно, при задействовании оружия и других средств подавления.
  5. Особенностям условий прохождения. Спор может быть внутренним и протекать внутри сознания человека, или затрагивать интересы двоих или более человек.
  6. Отношению субъектов к ситуации. Противостояние бывает подлинным, случайным, ложным или латентным. От степени конфликтности человека зависит уровень его вовлеченности: активный участник, пассивный участник или миротворец.
  7. Использованной тактике. Она определяет способ поиска выхода из спорной ситуации: сражение, игра или дебаты. В процессе разрешения участники могут перейти от одного способа к другому, если предыдущий окажется малоэффективным.

Любая конфликтная ситуация приводит к позитивному или негативному разрешению. При позитивном исходе участники противостояния удовлетворяют или частично удовлетворяют свои интересы и не имеют претензий друг к другу. Негативный исход предполагает последующее повторение конфликта с обязательной эскалацией и не может быть разрешен без вмешательства третьей стороны.

Стадии протекания

Любой конфликт на практике представляет собой сложный динамический процесс, который развивается поэтапно. Принято выделять следующие стадии:

  1. Предметная стадия — зарождение противоречивых представлений и интересов, появление объекта спора.
  2. Стадия осознания — осознание субъектами своих интересов и мнений как правильно или неправильно понятых оппонентом.
  3. Конфликтное взаимодействие — применение определенных действий.
  4. Стадия разрешения — полное или частичное удовлетворение интересов сторон.

Ю.В. Рождественский, давая определение изучаемому понятию, выделил три стадии развития противоречий:

  • Расхождение во мнениях.
  • Несовпадения в дискуссиях.
  • Применение определенных действий.

Существует несколько ведущих признаков, по которым можно явно определить наличие конфликтной ситуации. В конфликтологии выделяют три характерные ее черты:

  • Биполярность (противопоставление двух начал). Это наличие двух, противоречащих друг другу, несовместимых интересов.
  • Активность. Означает действия, направленные на преодоление разногласий. Конфликтность проявляет себя в борьбе сторон, которая заканчивается разрешением противоречий.
  • Субъективность (наличие носителей, субъектов).Всегда присутствует индивид (или группа), который проявляет активность в создании противоречий, дает им импульс, а также может оказывать влияние на протекание и его разрешения.

Модели конфликтного поведения

Можно выделить три основные модели конфликтного поведения, а именно:

Деструктивная характеризуется стремлением к обострению противостояния и росту напряженности. Человек может попытаться вовлечь в конфликт еще больше участников, расширяя его масштабы. Для данной модели характерно следующее:пренебрежение партнером с целью уменьшить его роль в разрешении спора; личное оскорбление и негативные оценки деятельности; открытое проявление недоверия и сомнений; отступление от морально-этических норм общения.

Конструктивное поведение в конфликте направлено на то, чтобы как можно скорее «погасить» противостояние и решить проблему дипломатическим путем. Если один из участников нацелен на примирение, то он проявит выдержку и самообладание, независимо от поведения оппонента

Важно вести себя открыто и доброжелательно, сохраняя немногословность. Компромиссная модель поведения направлена на поиск альтернативного решения, она свойственна неуверенным в себе личностям

Они проявляют себя достаточно пассивно и уходят от прямых ответов на вопросы

Компромиссная модель поведения направлена на поиск альтернативного решения, она свойственна неуверенным в себе личностям. Они проявляют себя достаточно пассивно и уходят от прямых ответов на вопросы

Участники не настаивают на соблюдении своих интересов и охотно идут на уступки.

Классификация по воздействию на деятельность

По тому, к какому результату приводит конфликт, выделяют конструктивные и деструктивные конфликты.

Конструктивный конфликт помогает найти решение, выход из сложной ситуации. В результате такого конфликта люди продвигаются, или их общее дело. Такие конфликты даже укрепляют отношения.


Image by mohamed Hassan from Pixabay

В результате такого конфликта все участники понимают, что конфликт не разрушает отношения, что высказывать свою точку зрения безопасно. Принятое решение устраивает всех участников и выполняется легко. То есть после конфликта все остаются довольны и спокойны.

Деструктивные конфликты, наоборот, разрушительны. Они не приносят пользы отношениям или делу. От конструктивного его отличает то, что стороны не стремятся найти решение. Цель конфликта – конкуренция и победа над «врагом». Люди не договариваются, а борются друг с другом.

Принципиальная разница: в конструктивном конфликте люди борются с проблемой, в деструктивном – друг с другом.

Структурные элементы

Конфликт имеет определенную структуру, позволяющую более полно определить его значимость, остроту и методы разрешения.

  1. Объект. К нему относится материальная, духовная, социальная ценность, по поводу которой пересекаются интересы обеих сторон. Каждый из противоборствующих субъектов стремится завладеть им.
  2. Предмет — собственно, из-за чего возникли разногласия, проблема, источник, противоречие.
  3. Образ ситуации — ее отображение в сознании субъекта.
  4. Мотивы — силы, которые побуждают к активным действиям.
  5. Позиции сторон.
  6. Субъекты — участники, это могут быть отельные личности, группы.
  7. Стратегия и тактика ведения.
  8. Исход ситуации — какие проявились последствия, результаты, насколько участники осознают и принимают их.

Учитываются условия протекания конфликта:

  • пространство — где разворачивается;
  • время — длительность;
  • социально-психологические — характеристика участников, их вовлеченность, мотивы, способы взаимодействия, степень конфронтации;
  • социальные — вовлекаются ли различные социальные группы — профессиональные, семейные, гендерные.

В конфликтной ситуации выделяются стадии развития:

  • предметная — на этом этапе появляются объективные причины для разногласий;
  • взаимодействие — конфликт развивается, по-другому обозначается как инцидент;
  • разрешение — может быть полным или частичным.

Что еще нужно знать о конфликтах

Все люди периодически оказываются втянутыми в конфликты. Когда человеку хочется достичь каких-либо высот, он зачастую попадает в конфликтные ситуации.

В результате цель, к которой он стремился, оказывается трудновыполнимой. Интересен факт, что индивид начинает винить в собственных бедах других, а не себя.

В свою очередь окружающие вправе полагать, что человек сам виновен в собственных неудачах. Таким образом может возникнуть один из видов конфликта, о котором говорилось выше. При этом стоит учитывать, что человек по своей натуре может быть скептиком или просто негативно относиться к окружению.

Если человек не сможет научиться подавлять в себе конфликтность с социумом, тогда ему придется часто выяснять отношения со своими оппонентами. Как говорилось выше, было бы неправильно относиться к любому инциденту отрицательно. Иногда конфликты способны побудить человека измениться в лучшую сторону.

Важно уметь предугадывать возможные конфликтные ситуации и уметь избегать ненужных споров или бессмысленных дискуссий. Во многом это зависит от того, насколько человек способен культурно общаться, находить компромисс, владеть собой и уважать собеседника, каким бы он ни был

Если вы попали в трудную ситуацию, главное – держать под контролем свои эмоции и придерживаться общепринятых правил этикета. Само собой разумеется, это весьма непросто, однако только так, можно выйти победителем практически из любой конфликтной ситуации.

Надеемся, что эта статья поможет вам избежать многих потенциальных конфликтов, а в случае их возникновения – научит выходить из них в конструктивном русле.

Если же вам нравятся интересные факты вообще и психология в частности, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Методы разрешения

С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:

Структурные

Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:

  1. Разъяснение требований. Участники конфронтации получают четкие указания, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос. Возможность возникновения конфликта исключается ввиду отсутствия общих интересов, между которыми может произойти столкновение.
  2. Использование специальных механизмов управления. Разрабатывается и применяется на практике четкая система действий при возникновении негативной ситуации, которая может перейти в конфликт. Система позволяет на ранних стадиях определить зарождающийся спор и устранить его до перехода на следующий этап.
  3. Установление целей. Объединение сторон для достижения общей цели потребует полного примирения и устранения любых разногласий. Стремление к подобному объединению ради общей цели наблюдается только при высоком уровне мотивации.

    То есть цель должна иметь высокую значимость для всех участников конфликта.

  4. Применение вознаграждений. Отсутствие конфликтов, умение находить общий язык и достигать компромиссов может поощряться специально разработанной системой поощрений.

Конструктивные

Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в межличностном общении.

Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации, расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.

К конструктивным стилям относятся:

  1. Освобождение от отрицательных эмоций. Освободиться от негативного настроя можно при помощи применения различных техник релаксации, кратковременного выхода из помещения, открытого высказывания своих переживаний, спокойного выслушивания мнения третьих лиц и т.д.
  2. Построение диалога. Успокоившиеся собеседники делятся своими переживаниями. Каждый выслушивает спокойно позицию оппонента и после этого своими словами пересказывает то, что он услышал. Так человек пытается объективно оценить позицию второй стороны и взглянуть на ситуацию под другим углом.
  3. Демонстрация позитивного отношения. Необходимо показать второй стороне, что, несмотря на возникшую ситуацию, имеет место уважение к мнению другого человека и принятие его точки зрения.
  4. Анализ своего поведения. Следует откровенно оценить мотивы собственного поведения, и адекватно определить степень значимости собственной позиции для себя.

    Нередко подобный анализ приводит человека к мысли, что суть конфликта не так уж значима для него, и он может без труда отказаться от начавшегося спора, не понеся при этом никаких потерь.

  5. Совместное разрешение ситуации. Стороны вместе принимают решение об окончании спора (приходят к компромиссу, находят пути решения проблемы и т.д.).

Интегральный

Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем. Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.

Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Компромисс

Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.

Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.

Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо, но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.