Оглавление
Развитие и деградация интеллекта
Развивать человек должен лишь то, что поможет ему сформировать нужные в практическом плане навыки. Он осваивает новые виды поведенческих реакций, у него активизируется сфера интеллектуального, отвечающая за поиск креативных решений, связанных с конкретной отраслью.
Особо остро указанные факторы проявляются в крупных городах. В «более комфортной» среде отмечается повышенный уровень интеллектуальной деградации. А ведь именно в мегаполисах наблюдается максимальная концентрация интеллектуально развитых людей.
Как рассматривают интеллект
В своих исследованиях Флинн использовал тест Стэнфорда — Бине. Это первый тест на измерение интеллекта. Альфред Бине разработал его для проверки школьников. Усовершенствовал тест Лев Термен из Стэнфорда, отсюда и название. Бине рассчитывал, что можно будет вовремя скомпенсировать детей с недостаточным развитием и вернуть в стандартные классы, а вот Термен был пессимистичен и надеялся отделить асоциальные элементы от прочих. Он обрисовывает детей, которым потребуются специальные классы и методики, как «все трудные случаи: слабоумные, физически неполноценные, просто отсталые, прогульщики». Он же замечает, что тесты на интеллект позволяют определить связь умственной отсталости с деликвентностью и заранее оградить общество от таких детей.
Тревога Термена за бедное общество, которое обидят глупые дети, демонстрирует потенциальную проблему всех исследований IQ разом.
С одной стороны, условные ультраконсерваторы смогут подхватить на знамя евгенику. Как позитивную — размножать умных, так и негативную — превентивно давить глупых. А не то мы, мол, получим мир «Идиократии».
С другой, общество не так давно согласилось принимать в расчет генетику. Исследователи Роберт Пломин и Йан Дж. Дири пишут:
В 1960-е годы научная среда в очередной раз обсуждает, чтó всё-таки формирует человека, окружающий мир или наследственность. В 1969 году Артур Дженсен публикует в Harvard Educational Review статью об IQ и школьной программе раннего образования. В ней он последовательно заявляет, что:
В общем, Дженсен погулял на всё. Тогда, конечно, не сейчас, но шины ему прокололи, угрозы отправляли, уволить требовали. Хотя он и говорил, что его неверно поняли. Артур Дженсен ошибся. Он воспользовался неверными источниками данных.
Но ученые, исследующие интеллект, всё еще ходят по тонкому льду: можно найти такое, от чего не отмахаться фенотипической тряпкой
Неважно, будет результат ангажирован группой А, группой Б или, может, корпорации на исследование пачку долларов — и его выводы вдруг оказались в 4–8 раз выгоднее для них, чем в независимых исследованиях
Научный журналист Оливия Голдхилл цитирует Саскию Селзам, исследователя поведенческой генетики в Королевском колледже (Лондон):
Среда заедает или гены гнилые? Казалось бы, нет разницы, кто виноват, мы и так знаем, что делать: создавать благоприятную среду, ведь генетическая склонность к чему угодно — не приговор, а повышенная вероятность. Но там, где мы говорим об интеллекте, мы говорим о равенстве. Заслуживают ли одни люди больше шансов, чем другие? Почему я так стараюсь, а он всё равно умнее? Мама, мне поставили два, но я не дура, правда, не дура.
Какие факторы влияют на умственные способности человека
У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?
Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.
Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.
Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.
Что такое интеллект
Теория интеллекта, которую наука применяет сейчас, базово появилась более 100 лет назад.
Эти виды задач на интеллект по Спирмену — s-фактор, special — фактор специфических способностей: логика, пространственное мышление и т. д. А «интеллект в целом» он окрестил g-фактором, от “general”. Сам по себе g-фактор не измеряют, он — статистическая закономерность, расположенная на перекрестье когнитивных навыков; как оказалось, между ними очень высокая корреляция. То есть если человек в одном из когнитивных навыков бог, он и в других неплохо себя покажет. Измерение корреляции от −1 до 1, то есть коэффициент ранговой корреляции тоже изобрел Спирмен.
Некоторые ученые ворчат, что это как-то слишком просто, но последующие исследования по большей части соглашаются с идеей о g-факторе. Например, в 2004 году ученые применили вывод Спирмена к данным 436 людей, прошедших три разных серии тестов на интеллект, и получили корреляцию когнитивных навыков почти в единицу величиной.
В XX веке Реймонд Бернард Кеттел и Джон Леонард Хорн теорию «подвижного и кристаллизированного интеллектов», Gf—Gc. Подвижный интеллект — это способности в чистом виде: умение наблюдать, обобщать, обучаться, делать выводы… Кристаллизированный — накопленные знания и опыт. Вместе они, с точки зрения Кеттела и Хорна, составляют тот самый g-фактор.
Похожую схему предлагает Пауль Балтес, исследуя, как можно компенсировать умственное старение. Он выделяет механизмы интеллекта «когнитивные», биологические (например, зрительная и моторная память) — и «прагмативные» (образование, умение читать, писать и понимать речь). Первые полностью зависят от биологии, но их возрастное угасание помогут заместить вторые.
Еще немного размышлений о природе интеллекта подвез Джон Кэррол. Он предположил, что интеллект — это трехэтажная конструкция, пирамида, которую венчает фактор g. По существу, Кэррол разработал единую иерархию интеллекта.
Согласно его теории, в фактор g входит восемь «широких» когнитивных способностей. Две из них, подвижный и кристаллизированный интеллекты Кеттела и Хорна, мы уже знаем. А есть еще шесть. Среди них, например, визуальное восприятие, высокая способность к поиску, высокая скорость обработки информации. В основание пирамиды интеллекта легли «узкие» способности, которых невероятно много. Так, для высокой скорости обработки информации «узкие» способности — это скорость восприятия, скорость и свобода чтения и письма.
Сейчас CHC-теория, интегрированная теория Кеттела с Хорном и Кэррола (CHC = Кеттел — Хорн — Кэррол) — базовая теория интеллекта. И при этом не единственная. Например, в модели g-VPR на один слой больше, чем в теории Кэррола.
Отличие искусственного интеллекта от естественного
Интеллект можно определить как общую умственную способность к рассуждению, решению проблем и обучению
В силу своей общей природы интеллект интегрирует когнитивные функции, такие как восприятие, внимание, память, язык или планирование. естественный интеллект отличает осознанное отношение к миру
Мышление человека всегда эмоционально окрашено, и его нельзя отделить от телесности. Кроме того, человек — существо социальное, поэтому на мышление всегда влияет социум. ИИ не имеет отношения к эмоциональной сфере и социально не ориентирован.
Как сравнить человеческий и компьютерный интеллекты?
Сравнить мышление человека с искусственным интеллектом можно исходя из нескольких общих параметров организации мозга и машины. Деятельность компьютера, как и мозга, включает четыре этапа: кодирование, хранение, анализ данных и выдачу результата. Кроме того, мозг человека и ИИ могут самообучаться в зависимости от данных, полученных из окружающей среды. Также человеческий мозг и машинный интеллект решают проблемы (или задачи), используя определенные алгоритмы.
У компьютерных программ есть IQ?
Нет. Показатель IQ связан с развитием интеллекта человека в зависимости от возраста. ИИ в чем-то превышает некоторые человеческие способности, например может удерживать в памяти огромное количество цифр, но это не имеет отношения к IQ.
Что такое тест Тьюринга?
Алан Тьюринг разработал эмпирический тест, который показывает, способна ли программа уловить все нюансы поведения человека до такой степени, что человек не сможет определить, с кем именно он общается — с ИИ или с живым собеседником. Тьюринг предложил, чтобы сторонний наблюдатель оценивал разговор между человеком и машиной, которая отвечает на вопросы. Судья не видит, кто именно отвечает, но знает, что один из собеседников — ИИ. Разговор ограничен только текстовым каналом (компьютерная клавиатура и экран), поэтому результат не зависит от способности машины отображать слова как человеческую речь. В случае, если программе удается обмануть человека, считается, что она эффективно справилась с тестом.
Символьный подход
Символьный подход к ИИ — совокупность всех методов исследования искусственного интеллекта, основанных на высокоуровневых символических (читаемых человеком) представлениях о задачах, логике и поиске. Символьный подход широко применялся в исследованиях ИИ в 1950–80-х годах. Одной из популярных форм символьного подхода являются экспертные системы, использующие сочетание определенных правил производства. Производственные правила связывают символы в логические связи, которые подобны алгоритму If-Then. Экспертная система обрабатывает правила, чтобы сделать выводы и определить, какая дополнительная информация ей нужна, то есть какие вопросы задавать, используя удобочитаемые символы.
Логический подход
Термин «логический подход» предполагает апеллирование к логике, размышлениям, решению задач с помощью логических шагов. Логики еще в XIX веке разработали точные обозначения для всех видов объектов в мире и отношений между ними. К 1965 году существовали программы, которые могли решить любую логическую задачу (пик популярности данного подхода пришелся на конец 1950–70-х годов). Сторонники логического подхода в рамках логического искусственного интеллекта надеялись выстроить на таких программах (в частности, записанных на языке Prolog) интеллектуальные системы. Однако у такого подхода два ограничения. Во-первых, нелегко взять неформальное знание и изложить его в формальных терминах, которые требуются для обработки ИИ. Во-вторых, есть большая разница между решением проблемы в теории и ее решением на практике. Даже проблемы с несколькими сотнями фактов могут исчерпать вычислительные ресурсы любого компьютера, если у него нет каких-либо указаний относительно того, какие рассуждения надо использовать в первую очередь.
Агентно-ориентированный подход
Агент — это то, что действует (от лат. agere, «делать»). Конечно, все компьютерные программы что-то делают, но ожидается, что компьютерные агенты будут делать больше: работать автономно, воспринимать сигналы окружающей среды (с помощью специальных датчиков), адаптироваться к изменениям, создавать цели и выполнять их. Рациональный агент — это тот, кто действует так, чтобы достичь наилучшего ожидаемого результата.
Гибридный подход
Предполагается, что этот подход, который стал популярным в конце 80-х, работает наиболее эффективно, так как представляет собой сочетание символьных и нейронных моделей. Гибридный подход увеличивает когнитивные и вычислительные возможности машины.
Зависит ли интеллект от генетики?
Исследователями из Университета Ульма в Германии было выявлено, что интеллект лишь на 50 процентов зависит от генетики. Одними из главных факторов, оказывающих влияние на интеллект, которые формируется в детстве, являются следующие:
- Степень привязанности к матери в дошкольном возрасте. Исследования показали: дети, которые систематически играли с родителями в сложные развивающее игры, впоследствии отличались повышенным интеллектом, в отличие от большинства сверстников.
- Родительская любовь. Если ребенок до подросткового возраста получил от родителей ту порцию любви и внимания, которая была ему необходима, то в его гиппокампе увеличивались клетки на 10 процентов, чем у тех, кто эмоционально был отдален от матери.
С детского возраста необходимо развивать интеллект ребенка, решать логические задачи и искать вместе пути их решения, несмотря на то, что, возможно, ваши дети с высоким интеллектом от природы. К тому же это помогает сблизиться с детьми.
Экзистенциальный (философский)
Считается одним из самых сложных типов мышления. Люди с такими способностями характеризуются интересом к глобальным вопросам, которые касаются сущности человека, смысла его существования. Такие индивидуумы могут выдвинуть новую теорию о жизни и смерти, о возникновении разума, зарождении вселенной.
Проявлениями служат духовные практики и религиозные убеждения. Философский интеллект присущ всем людям в той или иной степени. Ведь все задаются вопросом о собственном предназначении, смысле жизни, почему иногда случается плохое, о карме. Но именно для экзистенциального мышления характерны глобальные вопросы: существует ли Бог, где зародилась жизнь, что будет после смерти.
Для таких людей идеально подойдет профессия:
- политика;
- психолога;
- философа;
- историка;
- археолога;
- писателя.
Что такое интеллект
Понятие “интеллект” у всех на слуху, но мало кто понимает, что оно в действительности означает. За интеллект часто принимают общую эрудированность, умение логически мыслить или решать математические задачи. На самом деле понятие “интеллект” гораздо шире.
Интеллект – это функция психики, отвечающая за адаптацию человека к окружающему миру. Он состоит из нескольких компонентов, образующих единую сложную систему.
Именно от развития интеллекта зависит, насколько человек будет успешен в жизни. Можно быть ходячей энциклопедией, но совершенно не уметь применять свои знания на практике. А можно при средних способностях достичь просто невероятных результатов.
Интеллект тесно связан с когнитивными функциями – восприятием, вниманием, мышлением, речью. С помощью них он получает “пищу”, которую впоследствии перерабатывает и использует для построения эффективных стратегий и их реализации
Согласно последним исследованиям, интеллект человека на 50 % определяется генами. Это значит, что у нас есть вторые 50 %, на которые мы можем активно влиять. Наша задача – выжать из них максимум. А для этого нужно постоянно развиваться. Тот, кто твердо усвоит эту истину сейчас, через год сможет достичь таких интеллектуальных высот, которые ему и не снились.
Коэффициент интеллекта
Главная составляющая интеллекта человека — это эрудиция. Эрудиция — это большое количество знаний, которые запасает наш мозг. Но пользуясь только одними этими знаниями, нельзя полностью оценить и понять ум человека. Именно поэтому разработали специальную, правильную оценку, позволяющую понять, какой же интеллект у определенного индивида. Иными словами существует специальный тест на IQ, который помогает разобраться и понять умственный возраст индивида и сопоставить его к хронологическому возрасту. Первое понятие коэффициента интеллекта ввел немецкий психолог и философ Уильям Льюис Штерн в 1912 году
Он обращал внимание на недостатки интеллекта и отмечал различия между умственным и хронологическим возрастом. Тест “айкью” средним значением равен 100, и сделан таким образом, чтобы около 50% людей имели показатели от 90 и до 110
25% людей могут иметь показатели немного ниже 90 и более 110. А вот если показатель IQ ниже цифры 70, то это в большинстве случаев считается умственной отсталостью.
Как определить уровень развития эмоционального интеллекта?
Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет 13 критериев развитого EQ:
-
Осознаете свои чувства и эмоции.
-
Делаете паузу, прежде чем говорить или действовать.
-
Стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на эмоции.
-
Используете критику как возможность что-то улучшить.
-
Придерживаетесь своих ценностей и принципов.
-
Умеете сочувствовать.
-
Хвалите и вдохновляете других.
-
Даете полезную обратную связь.
-
Извиняетесь и признаете ошибки.
-
Прощаете и забываете.
-
Выполняете свои обязательства.
-
Помогаете другим.
-
Защищаете себя от эмоционального саботажа.
Виктория Шиманская добавляет один универсальный, но субъективный критерий — степень удовлетворения собственной жизнью. В EQ важнее собственное ощущение, чем показатель развития навыка. Если вы несколько лет не можете попросить прибавку к зарплате или страшно злитесь, когда убираете квартиру — присмотритесь к работе со своими эмоциями.
Экономика образования
Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке
Как можно развить свой интеллект
В первую очередь следует обратить внимание на возраст того, кто планирует задаться такой целью. Конечно же, легче всего повысить интеллектуальный уровень ребенку, потому как его психика еще более пластична, а работа мозга еще только «набирает обороты»
Для взрослого же человека, который в свое время не успел реализоваться, в теории возможно повышение планки развития умственных способностей, однако в данном случае все зависит по большей части от природных задатков и величины еще не реализованного потенциала индивида. Эффективность мозговой деятельности во многом завязана на количестве нервных связей в его коре, а потому требуется постоянно повышать их число. Для этого достаточно всего лишь постоянно обрабатывать какую-либо информацию
Важно отметить, что любые данные следует рассматривать именно осмысленно, а не поверхностно
В качестве примера можно привести просмотр видеороликов в большом количестве. В среднем каждый из них может длиться от одной до десяти минут. Просмотр пятидесяти таких видеороликов за день может быть гораздо менее эффективен, чем если бы эквивалентное время было затрачено на чтение художественной или публицистической литературы, просмотр фильма или изучение нового дела. Причина кроется в том, что чрезмерно большие объемы разной информации, подаваемые с высокой скоростью и бессистемным подходом, приводят к тому, что индивид не успевает эти данные обрабатывать и, как следствие, не усваивает полезных сведений и не развивает новые нейронные связи. При этом прямое влияние, оказываемое интеллектом на мышление человека, приводит к ведению определенного образа жизни и социального взаимодействия, во многом решает то, какой досуг он изберет для себя, а значит и насколько такая личность сможет раскрыть свой потенциал.
Основная функция
Ценность умственных способностей в том, что они помогают продуктивно мыслить. Благодаря им люди:
- самореализуются и самоутверждаются;
- достигают успеха и проявляют таланты;
- осваивают новые умения и получают знания;
- занимают положение в обществе.
Список может быть продолжен тем, что разум и прозорливость с давних времен до сегодняшних дней помогают выжить, устроиться, создать семью и воспитать детей. Поэтому главное из того, за что они отвечают – это умение встроиться в общество, адаптироваться и найти свое место, причем сделать это выгодно и быстро. Разум защищает нас от опасностей. Уровни интеллекта в психологии делят на:
- Низкий. Люди, находящиеся в этой категории слабые и зависимые, пассивные и покорные. Им обязательно нужна опека и поддержка, окружающий мир кажется им сложным и агрессивным, а проявление инициативы и собственных талантов бессмысленным и трудоемким делом.
- Средний. Свойственен тем, кто обладает хорошими умственными способностями, самостоятельностью и активностью. Они легко адаптируются в обществе, не боятся житейских проблем, применяют свои знания и навыки, находят круг общения и возможность самовыражения.
- Высокий. Особенная каста «революционеров и волшебников», которая выше того, чтобы приспосабливаться к миру. Для них проще и понятнее изменить среду обитания под себя, чем поменять собственные ценности. Безусловно, их меньшинство.
Написание музыки
https://youtube.com/watch?v=XUs6CznN8pw
В августе искусственный интеллект Amper сочинил, спродюсировал и исполнил музыку для альбома «I AM AI» (англ. я — искусственный интеллект) совместно с певицей Тэрин Саузерн.
Amper разработала команда профессиональных музыкантов и технологических экспертов. Они отмечают, что ИИ призван помочь людям продвинуть вперед творческий процесс.
Amper самостоятельно создала аккордовые структуры и инструментал в треке «Break Free». Люди лишь незначительно поправили стиль и общую ритмику.
Ещё один пример – музыкальный альбом в духе «Гражданской обороны», тексты для которого писал ИИ. Эксперимент провели сотрудники «Яндекса» Иван Ямщиков и Алексей Тихонов. Альбом 404 группы «Нейронная оборона» выложили в сеть. Получилось в духе Летова:
https://youtube.com/watch?v=vliEc18lQhQ
Затем программисты пошли дальше и заставили ИИ писать стихи в духе Курта Кобейна. Для четырёх лучших текстов музыкант Роб Кэррол написал музыку, и треки объединили в альбом Neurona. На одну песню даже сняли клип – правда, уже без участия ИИ:
https://youtube.com/watch?v=c759T8zOe5A
2017: Льготный займ ФРП
В мае 2017 года Экспертный совет Фонда развития промышленности одобрил новые импортозамещающие проекты общей стоимостью более 2,6 млрд рублей. Проекты будут реализованы в Москве, Нижегородской, Тульской, Саратовской областях и Республике Удмуртия. Общая сумма займов превысила 1 млрд рублей.
Столичная компания «Интеллект Телеком» займется разработкой и производством телекоммуникационного оборудования для мобильной связи на основе малых сот (Micro, Pico, Femto). По техническим характеристикам продукция компании не будет уступать оборудованию, выпускаемому ведущими мировыми телекоммуникационными вендорами. С 2023 года планируется начало продаж продуктов на платформе U-Smart для работы в сетях 5G, к 2025 году доля продукции компании на российском рынке может составить 20%. Стоимость проекта 963 млн рублей, из которых 294,5 млн руб. могут быть предоставлены ФРП в виде льготного займа.
С помощью займа Фонда компания планирует разработку и производство телекоммуникационного оборудования для организации мобильной связи на основе малых сот классов Pico и Micro, включая базовые станции, сетевые контроллеры и системы управления.
В связи с исчерпанием возможностей наращивания емкости и уплотнения макросети дальнейшее развитие мобильных сетей будет идти в основном за счет развития гетерогенных сетей и слоя малых сот (классы сот: Micro, Pico, Femto).
Деление малых сот на классы Micro, Pico и Femto зависит от радиуса сот и количества пользователей в них. Основные места применения оборудования малых сот – зоны с высокой концентрацией пользователей (жилые комплексы, бизнес и торговые центры, промышленные объекты и городская среда). По техническим характеристикам продукция компании не будет уступать оборудованию, выпускаемому ведущими мировыми телекоммуникационными вендорами.
На базе АО «Интеллект Телеком» планируется создать международного разработчика и поставщика оборудования и решений операторского класса для малых сот мобильной связи со значимой долей на мировом рынке инфраструктурного телекоммуникационного оборудования.
К 2020 году базовая продуктовая линейка компании должна полностью покрыть наиболее перспективные сегменты оборудования для малых сот. С 2023 года планируется начало продаж продуктов на платформе U-Smart для работы в сетях 5G. Выход продукта совпадет с началом активного внедрения 5-го поколения мобильной связи по всему миру. К 2025 году доля продукции компании на российском рынке составит 20%.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман пытается выяснить, почему мы не проявляем сострадание чаще и как это изменит нашу жизнь
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Доминирующая парадигма 1955-1990 гг.
В 1960-х годах символические подходы достигли большого успеха в моделировании разумного поведения в небольших демонстрационных программах. В 1960-е годы исследования в области ИИ проводились в трех учреждениях: Университете Карнеги-Меллона , Стэнфорде и Массачусетском технологическом институте , и, как описано ниже, каждый из них разработал свой собственный стиль исследования. Ранние подходы, основанные на кибернетике или искусственных нейронных сетях, были отброшены или отодвинуты на второй план.
Когнитивное моделирование
Экономист Герберт Саймон и Аллен Ньюэлл изучили человеческие навыки решения проблем и попытались формализовать их, и их работа заложила основы области искусственного интеллекта, а также когнитивной науки , исследований операций и науки управления . Их исследовательская группа использовала результаты психологических экспериментов для разработки программ, имитирующих методы, которые люди использовали для решения проблем. Эта традиция, основанная на университете Карнеги-Меллона , в конечном итоге привела к развитию архитектуры Soar в середине 1980-х годов.
На основе логики
В отличие от Саймона и Ньюэлла, Джон Маккарти считал, что машинам не нужно моделировать человеческое мышление, а вместо этого следует пытаться найти суть абстрактного мышления и решения проблем, независимо от того, используют ли люди одни и те же алгоритмы. Его лаборатория в Стэнфорде ( SAIL ) сосредоточилась на использовании формальной логики для решения широкого круга задач, включая представление знаний , планирование и обучение . Логика также была в центре внимания работы в Эдинбургском университете и других странах Европы, которая привела к развитию языка программирования Prolog и науки о логическом программировании .
Антилогичный или «неряшливый»
Исследователи из Массачусетского технологического института (такие как Марвин Мински и Сеймур Паперт ) обнаружили, что решение сложных проблем со зрением и обработкой естественного языка требует специальных решений — они утверждали, что никакой простой и общий принцип (например, логика ) не может охватить все аспекты разумного поведения. Роджер Шенк охарактеризовал их «анти-логические» подходы как « неряшливые » (в отличие от « аккуратных » парадигм в CMU и Стэнфорде).
Commonsense база знаний (например, Дуг Ленат «s Сус ) является примером„потрепанного“ИИ, так как они должны быть построены вручную, одна сложной концепцией , в то время.
Основанный на знаниях
Когда примерно в 1970 году стали доступны компьютеры с большой памятью, исследователи всех трех традиций начали встраивать знания в приложения ИИ. Революция в области знаний была вызвана осознанием того, что многие простые приложения ИИ потребуют огромных объемов знаний.
Что такое интеллект
Интеллект (от лат. Intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и решению проблем. Это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать поставленные задачи, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.
Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла интеллект можно условно разделить на подвижный и кристаллизовавшийся. Первый состоит в способности мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта; второй включает накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки.
Такое сложное понятие проявляется в абсолютно разных аспектах жизни человека, поэтому возникли различные теории относительно видов интеллекта. Кто-то называет 2 — логический и гуманитарный, кто-то 3 — рациональный, эмоциональный и телесный, 8 и даже 10 разных его видов.
В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою книгу «Структура разума», в которой описал 7 моделей интеллекта. Спустя десять лет он добавил еще один: вербальный, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, натуралистический, внутриличностный и межличностный интеллект.
Теория множественных интеллектов стала невероятно популярной, в частности за объяснение того, что человеческий интеллект может развиваться в совершенно разных направлениях, а также в качестве радикальной альтернативы тому, что Говард называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям и вызовом известному во всем мире тесту на определение IQ. Согласно этому тестированию определяются количественные показатели уровня интеллекта. Гарднер утверждает, что музыкальный интеллект, включая способность воспринимать высоту звука и ритм, на протяжении большей части человеческой истории был более важен, чем логико-математический.
Он анализирует каждый вид с нескольких позиций: участвующих в нем когнитивных операций; появления вундеркиндов и других исключительных личностей; данных о случаях повреждения мозга; его проявления в различных культурах и возможного хода эволюционного развития. Например, при определенных повреждениях мозга может нарушиться один тип интеллекта, а другие остаться незатронутыми. Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.
Обычные тесты IQ хорошо прогнозируют оценки в колледже, но они менее валидны в плане прогноза последующего успеха в работе или продвижения в карьере. Меры других способностей, например личностного интеллекта, возможно, помогут объяснить, почему некоторые люди с блестящими показателями в колледже становятся в последующей жизни жалкими неудачниками, тогда как менее успешные студенты становятся лидерами, вызывающими поклонение.
Коэффициент интеллекта: методы определения
Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.
Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например
- Уровень развития интеллекта в сравнении со среднестатистическим человеком (такого же или среднего возраста);
- «Интеллектуальный возраст» человека в сравнении с его биологическим возрастом;
- Наличие или отсутствие умственной патологии.
Составление тестов на «ай-кью» — достаточно сложная задача. Их результаты должны описываться так называемым «нормальным распределением» показателей, или распределением Гаусса. Это означает, что у 50 процентов людей уровень интеллекта должен быть от 85 до 115 единиц, а по 25 процентов людей он был бы ниже 90 и выше 110. Значение коэффициента интеллекта меньше 70 определяется как умственная отсталость.
Интеллект и способности
Интеллект и способности к чему-либо, — не одно и то же. Так, наличие музыкальных способностей не всегда означает, что человек хорошо разбирается в музыке, умеет играть на каком-то инструменте или обучен вокалу. Интеллект всегда предполагает умение применять свои навыки в той или иной сфере деятельности. А их для начала надо выработать, приобрести.
Что же произойдет, если тренировать одновременно все типы интеллекта? Следствием таких занятий будет развитие самых разных участков мозга, что помогает достигать высоких результатов в любой сфере человеческой деятельности. Примерно таких взглядов придерживался (и применял в жизни) Леонардо да Винчи. Его наследие изучают до сих пор.
Эта тема закрыта для публикации ответов.