Педология (педагогика)

Алан-э-Дейл       04.12.2024 г.

Герман Роршах (1884-1922)

Автор множества научных трудов, Фрейд оказал колоссальное влияние на медицину, социологию, антропологию, искусство и литературу ХХ века, его теории были прорывом в психологии и психиатрии, а методы лечения намного опережали свое время и остаются востребованными до сих пор.

Эрих Фромм (1900-1980)

Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Высоко оценивал классический психоанализ, однако утверждал, что он не дает ответа на вопрос, как жить и что делать. Предлагал рассматривать психоанализ как одну из естественных наук, а сам пытался сместить акцент с биологических мотивов поведения на социальные факторы, включив в круг вопросов рассмотрения этику.

Главной моральной проблемой современного мира Фромм полагал безразличие человека к самому себе. А главной задачей гуманистического психоанализа — познание человеком правды о себе, определение психологических ориентиров, осознание нравственных проблем как основных, потому что человек — единственное существо, обладающее совестью.

Труды Фромма посвящены философским, этическим и социально-психологическим аспектам природы человека, вопросу о его месте в мире и смысле существования.

Поделиться ссылкой

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Известный советский психолог, основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций человека, автор множества литературоведческих публикаций и работ по педологии и когнитивному развитию ребенка.

Различал низшие и высшие психические функции, первые полагал результатом биологической эволюции, вторые — результатом исторического развития общества.

В последние годы жизни много внимания уделял изучению соотношения мысли и речи, вместо диады сознание — поведение предложил триаду сознание — культура — поведение, став основоположником отечественной психолингвистики.

Карл Густав Юнг (1875-1961)

Швейцарский философ и психиатр, основоположник одного из течений глубинной психологии, а именно аналитического. В работе с бессознательным пытался не только решить проблему детских страхов, но и исследовать память поколений, проводя параллели между мистикой, алхимией и психологией. Основной темой его работ было соотношение мышления и культуры, биологического и культурно-исторического факторов в развитии народов, разница в мировоззрении Востока и Запада, анализ мифов, сказаний и легенд. Соединение сознательного и бессознательного полагал источником культуры.

Развил теорию коллективного бессознательного, работал по методу свободных ассоциаций, толкования архетипических символов и образов. Ввел термины «интроверсия» и «экстраверсия», типологию характеров, главной задачей психотерапии считал помощь в реализации индивидуальности каждой личности.

Становление педалогии

Основы педагогики восходят к I. Гербарт (1776-1841), создавший систему психологии, которая служит одной из основ педагогики, и его преемники первыми систематически разрабатывали педагогическую психологию2.

Психология образования обычно определяется как отрасль прикладной психологии, которая занимается применением данных психологии к процессу образования и преподавания. Эта наука должна, с одной стороны, черпать из общей психологии результаты, представляющие интерес для педагогики, а с другой — обсуждать педагогические положения на предмет их соответствия психологическим законам. В отличие от дидактики и частной методики, которые занимаются вопросом о том, как учителя должны учить, задача психологии образования — выяснить, как учащиеся учатся.

В процессе становления психологии образования в середине 19 века происходила усиленная реконструкция общей психологии. Под влиянием развивающегося экспериментального естествознания, особенно экспериментальной физиологии органов чувств, психология стала экспериментальной. Гербартианская психология с ее абстрактно-дедуктивным методом (сведение психологии к механике потока представлений) была заменена экспериментальной психологией Вундта, которая исследовала психические явления методами экспериментальной физиологии. Психологию образования все чаще называют экспериментальной педагогикой или экспериментальной психологией образования.

Различают два этапа в развитии экспериментальной педагогики3 : конец XIX века (механический перенос общих выводов экспериментальной психологии в педагогику) и XX век (экспериментальные исследования в психологических лабораториях сами становятся предметом педагогических проблем).

Экспериментальная педагогика этого периода раскрывает некоторые возрастные психические особенности детей, их индивидуальные черты, приемы и экономию запоминания, применение психологии к обучению4,5.

Общую картину жизни ребенка должна была дать и другая, как считалось, особая наука — наука о молодежи4, которая, помимо психологических данных, требовала изучения физической жизни ребенка, знания зависимости жизни растущего человека от внешних, особенно социальных, условий и его воспитания. Таким образом, из развития педагогической психологии и экспериментальной педагогики3 вытекала необходимость создания специальной науки о ребенке — педологии.

Та же потребность выросла из детской психологии, которая, в отличие от психологии образования с ее прикладным характером, выросла из эволюционных концепций и экспериментального естествознания и поставила вопрос о филогенетическом развитии человека, а также о его онтогенетическом развитии. Под влиянием дискуссий по эволюционной теории возникла генетическая психология, особенно в США (особенно среди психологов, окружавших Стэнли Холла), которая считала невозможным изучать психическое развитие ребенка в отрыве от его физического развития. Тогда было предложено создать новую науку — педологию, которая не имела бы этого недостатка и давала бы более полную картину возрастного развития ребенка. «Педология, которую часто путают с генетической психологией, хотя она является лишь существенной частью последней, появилась относительно недавно и за последнее десятилетие достигла большого прогресса6.

Следует отметить, однако, что на момент возникновения педологии как самостоятельной научной области, объем знаний был слишком мал как в экспериментальной педагогической психологии, так и в детской психологии, а также в тех биологических науках, которые могут служить основой для представлений о человеческой индивидуальности. Это относится, прежде всего, к состоянию генетики человека, которая только зарождалась.

Принципы воспитания детей по Выготскому

Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.

Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

  • ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
  • воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
  • среда между ребенком и воспитателем активна.

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.

Педология

Педология — буквально наука о детях. Судьба её трагична. Возникла в конце Х1Х века в США и Западной Европе. Основоположником российской педологии явился блестящий ученый и организатор А.П. Нечаев. Большой вклад внес замечательный ученый «богатырь российской психоневрологии» В.М. Бехтерев (1857-1927). В течение 15 лет после революции педология развивалась: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.

Педология стремилась изучать ребенка комплексно во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. П.П. Блонский (1884-1941) определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. «Она была связана со всем, что касается индивидуальных различий детей, специфики их возраста»55. Безусловно, огромная сложность создания междисциплинарной науки не обеспечивала единства взглядов среди педологов. Все же в этих взглядах можно было выделить четыре основных принципа:

1. Ребенок — целостная система. Он не должен изучаться по частям (что-то психологией, что-то неврологией и т.д.).

2. Ребенка можно понять лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование, проводилась работа с родителями, разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Москве, Ленинграде действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они изучали физиологию, детскую психиатрию, невропатологию, антропологию, социологию, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой. До сих пор у нас нет ничего подобного.

Критика научной несостоятельности педологии педагогической общественностью в СССР закончилась постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Педология была разгромлена, а то, что от нее осталось, упрятано в спецхран. Многие ученые были репрессированы, судьбы других искалечены. А.Б. Залкинд, выйдя после заседания, где было объявлено о запрещении педологии, скончался на улице от инфаркта. Закрылись все педологические институты и лаборатории, педологию вымарали из учебных программ всех вузов. К счастью, многим удалось переквалифицироваться. Так, цвет советской психологии — Басов, Блонский, Выготский, Корнилов, Костюк, Леонтьев, Лурия, Эльконин, Мясищев и др., а также педагоги Занков и Соколянский были педологами.

Постановление и последовавшая обвальная «критика» варварски, но мастерски извратили суть педологии, вменив ей в вину приверженность к так называемой теории двух факторов, фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой и наследственностью. На самом деле, считает В.П. Зинченко, педологов погубила их система ценностей: «Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство». Разговор о педологии не просто тоска по прошлому, а переживание и горечь потери.

Подробнее о термине Педология

ПЕДОЛОГИЯ от греч. pais — дитя + logos -слово, наука) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв.
В те годы считалась инновационной и экспериментальной педагогической наукой по психологии и педагогике.
Основатель педологии американский психолог С. Холл, создавший в 1989 году педагогическую лабораторию.
Его ученик О. Крисмент увлечённо относился к обучению и придумал название «Педология».
Целью Педологии являлось воспитание человека во всех отношениях и изучение его во всех проявлениях с учетом всех влияющих факторов.

Россия не стала исключением и в начале 20-го века идеи педологии развивались такими учёными как
В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и другими.

Однако подъём педологии как дисциплины, в России начался при поддержке правительства большевиков после революции 1917 года.
Далее уже в СССР в 1920-е годы шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов,
организации школьного режима, форм обучения и изучения учащихся.
В стране создавались педагогические институы, был организован «Дом ребёнка» в Москве под эгидой Российского
психаналитического общества. Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях.
Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями;
разрабатывалась теория и практика психодиагностики.
Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.
Ряд работ Блонского (напр.: Развитие мышления школьника. — М., 1935),
работы Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных
научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды Н. М. Ще-лованова, М. П. Денисовой,
Н. Л. Фигурина (см. Комплекс оживления), создававшиеся в педологических по названию учреждениях,
содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии.
Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом и раннем возрасте,
а психологические исследования Блонского Выготского обеспечили возможности разработки теоретических и
прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране.
При этом реальный психологический смысл исследований и их педологическое оформление долгое время не позволяли отделить
одно от другого и по достоинству оценить их вклад в психологическую науку. (И. А. Мещерякова.)

4 июля 1936 г. вышло печально известное Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»,
которое не только исковеркало судьбу многих советских ученых, но и на долгие годы уложило отечественную психологическую
науку в прокрустово ложе официальных дозволений и запретов.

Основная претензия, высказанная в постановлении, сводилась к тому, что педологи в своей практике злоупотребляют тестированием,
а это приводит к недопустимым социальным последствиям.

С 1950-х годов начался постепенный возврат некоторых идей педологии в педагогику и психологию, что было связано со столь же постепенным восстановлением прав сначала кибернетики, особенно её технических приложений для обороны, а затем и генетики.

В 1970-е годы была начата активная работа по использованию тестов в педагогике и системе образования.

В 2000-е годы использование тестов и появление психологов в образовательных учреждениях, стало неотъемлемой частью ситемы образования.

Не исключено, что в скором будущем появится Педология и Педологи.

Заслуги Выготского в педологии

В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.

Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.

Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.

Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.

Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь)  взрослых и детей формируется основа психики ребенка.

Выготский сформулировал основной закон культурного развития:

В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).

Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.

Дейл Карнеги (1888-1955)

Американский педагог, психолог и писатель. Стоял у истоков теории общения, но сделал основной упор на практическое применение научных разработок, создал собственную концепцию успешного общения и уникальную систему обучения навыкам коммуникации. Написал несколько книг по практической психологии, остающихся востребованными и по сей день. Самая известная из них «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936). Книга 10 лет была бестселлером, что стало абсолютным рекордом.

На основе личных разработок создал Институт человеческих отношений и ораторского искусства.

Ребенок как предмет изучения

Несмотря на то, что педология должна была представить картину развития ребенка и единства его психических и физических особенностей, используя комплексный, системный подход к изучению детства и впервые диалектически решив проблему «био-социологических» отношений в методологии исследования, с самого начала приоритет отдается психологическому изучению ребенка (даже основатель педологии Ст. Холл рассматривает педологию только как часть генетической психологии), и эта гегемония естественно или искусственно поддерживается на протяжении всей истории Такое одностороннее понимание педологии не удовлетворяет Э. Хеймана4, который считает психологическое рассмотрение ребенка неполным и полагает необходимым широкое физиологическое и антропологическое основание педологии. Он включает в педологию патологические и психопатологические исследования детского развития, которым посвятили свои работы многие психиатры.

Но включение физиологических и антропологических компонентов в педологические исследования еще не удовлетворяет существованию педологии как самостоятельной и оригинальной науки. Причину недовольства иллюстрирует следующая мысль: «По правде говоря, даже сегодня курсы педологии — это фактически мешанина различных отраслей знаний, простое собрание данных из разных наук, все из которых имеют отношение к ребенку. Но является ли такое попурри отдельной, самостоятельной наукой? Конечно, нет. «8 8 С этой точки зрения то, что Мейман считает педологией, является «простым салатом» (который, однако, состоит на 90% из однородного психологического материала и только на 10% из материала других наук). В данном случае предмет педологии представлен таким образом, что работа ее автора, П.П.Блонского, впервые удовлетворяет наше понимание или, по крайней мере, претендует на это, оказывается «первым камнем в здании истинной педологии».

В связи с этим остановимся на понимании профессором П.П. Блонским предмета педологии. Он приводит четыре формулы своего определения, три из которых дополняют и развивают друг друга, а четвертая (и последняя) противоречит им всем и, очевидно, сформулирована под влиянием социального заказа. Первая формула определяет педологию как науку об особенностях детского возраста. Это наиболее общая формула, которая уже использовалась другими авторами9.

Вторая формула определяет педологию как «науку о росте, конституции и поведении типичного массового ребенка в различные периоды детства». Если первая формула ограничивается описанием ребенка как объекта педологии, то вторая формула предлагает, чтобы педология изучала ребенка не только с определенной точки зрения, но и с разных точек зрения, вводя ограничение, что педология должна изучать не каждого ребенка в целом, а типичного массового ребенка. Эти две формулы лишь подготавливают третью, которая придает определению окончательный вид: «Педология изучает симптомокомплексы различных эпох, фаз и стадий детства в их последовательности во времени и в их зависимости от различных условий». В последней формуле содержание предмета педологии раскрывается более полно, чем в предыдущей.

Главное, что ребенок как объект изучения — явление не менее сложное, чем сам взрослый человек; во многих отношениях могут возникать даже более сложные проблемы. Естественно, что такой сложный объект с самого начала требовал дифференцированного когнитивного отношения к себе. Совершенно аналогично тому, как в изучении человека в целом давно возникли такие научные дисциплины, как анатомия, физиология и психология, изучающие один и тот же объект, но каждая со своей точки зрения, точно так же в изучении ребенка с самого начала были пройдены те же пути, которыми возникли и развивались анатомия, физиология и психология раннего детства.

Единая трудовая школа

Это был прообраз демократической школы, базирующейся на творческой, динамичной педагогике сотрудничества. Она опережала свое время, была несовершенна, допускала ошибки, но при этом успешно функционировала.

Идеи Выготского воплощали в жизнь педагоги Блонский, Венцель, Шацкий и другие.

На базе школы проверялась педологическая теория:

  • работали кабинеты психологической и педологической диагностики;
  • осуществлялся постоянный медицинский и психологический контроль;
  • создавались классы по принципу педологического возраста ребенка.

Такая школа существовала до 1936 г., пока на нее не начались нападки советской власти. Школу перепрофилировали в обычную.

Саму идею педологии извратили, и она пришла в забвение. Вторую жизнь педология и идея трудовой школы получила в 90-х гг. с развалом СССР. Единая трудовая школа в современном понимании — это демократическая школа, очень уместная в сегодняшнем образовании.

Этапы развития педологии

Важным этапом в развитии российской психологии в начале 20 века стало возникновение и развитие педологии, определяемой как наука о целостном развитии ребенка. Выготский, как один из отцов-основателей этого движения в России, выделил две существенные черты педологии как отдельной научной дисциплины — целостность и развитие (понимаемое как единый процесс). Эти характеристики подчеркиваются как ведущие многими педологами 1920-х и 1930-х годов (Блонский, Крупский). (Блонский, Крупский). Центральное место здесь занимает идея целостности (социального, психологического и физиологического развития). Педология выдвинула следующие научные идеи:

центральными категориями этой дисциплины являются развитие, рост, конституция, среда, возраст и их различные виды;

установлены следующие законы и принципы психического развития:

  • закон особенности детства;
  • принцип сближения внутренних данных и внешних условий;
  • закон динамогенеза, суть которого заключается в том, что каждый диск имеет свою логику развития;
  • периодичность (ритмичность) детского развития, его неравномерность;
  • биогенетический закон существования и развития. Судьба педологии в нашей стране очень неоднозначна. Рассмотрим основные этапы развития этой научной дисциплины.

На начальном этапе развития педологии реальное участие педологов в организации учебного процесса чаще всего выражается в работе по комплектованию учебных групп и отбору детей во вспомогательные школы. Основным методом было тестирование, и первый набор тестов для школ в нашей стране был опубликован в 1926 году, но к концу 1920-х годов энтузиазм к ним был повсеместным. С 1928 по 1932 год издавалась ᴦPedologyʼʼ.

Второй этап относится к 1928 ᴦ., когда решение Первого педологического конгресса привело к существенному ограничению использования процедур тестирования. По мере развития педологии недостатки в организации педологической службы становились все более очевидными. В конце 1920-х годов остро встал вопрос о специальной подготовке работников педагогической службы, о четком разделении функций между школьными врачами и школьными педологами.

На рубеже 1920-1930-х годов начался новый, третий этап в развитии педологической службы в школах, обусловленный рядом теоретических и практических предпосылок. Психологизация педагогики оказала непосредственное влияние на методологию изучения детей: акцент на наблюдении за развитием ученика в процессе обучения и воспитания, изменение отношения к тестам и оценка их роли в педагогической практике расширили возможности психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

В 1928 ᴦ. был опубликован первый официальный указ ʼʼО проведении массовой практической работы по всестороннему изучению детстваʼʼ. Следующий декрет описывал новое понимание школьной педагогической службы и определял ее основные направления:

  • изучение учащихся в школе с целью повышения качества воспитательной работы;
  • работа с трудными детьми;
  • инструктаж педологов и родителей по основам педологии;
  • профессиональная ориентация.

В это же время педологию ждала горькая участь: постановлением ЦК ВКП(б) от 04.07.36 ᴦ. под названием ʼʼО педологических извращениях в системе Наркомпросаʼʼ наука педология была запрещена.

Педология, несмотря на жесткую критику, которой она подвергается, имеет свои достоинства, главное из которых заключается в том, что научная работа основывается на четырех важных принципах:

  • отказ от фрагментарного изучения ребенка, при котором выясняется что-то из физиологии, что-то из невропатологии и т.д.; цель педологов — синтез многообразных знаний о ребенке;
  • генетический принцип заключается в том, что ребенок — это развивающееся существо, поэтому понять его можно только в терминах динамики;
  • с учетом социального контекста;
  • практическое применение знаний, полученных в педологии, для преобразования ребенка.

Ирвин Ялом (род. 1931)

Современный американский психолог и психотерапевт. Представитель экзистенциальной психологии (одно из направлений гуманистической психологии). Методика его работы во многом опирается на психоанализ, но Ялом всегда был противников «терапии для всех», основанной на формальных диагнозах, без учета индивидуальности пациента. Считает, что для каждого человека с его уникальной историей и проблемами должна разрабатываться новая терапия, построенная на межличностных отношениях пациента и врача, взаимно открытых и откровенных.

Особенное внимание уделяет вопросу преодолению экзистенциального страха смерти

Педагогическая концепция

И, пожалуй, наиболее значимое научное наследие, оставленное Выготским, это его работы в области детской психологии. Можно даже сказать, что сам факт выделения детской психологии в отдельную науку во многом является личной заслугой Льва Выготского.

Так, он исследовал взаимосвязи между обучением и развитием, мышлением и речью, творчеством и воображением, социальной средой и задержками умственного развития. Он вывел основные принципы воспитания глухонемых и незрячих детей, детей с признаками умственной отсталости, а также предложил свою классификацию в дефектологии.

Основные дефекты развития (по Выготскому):

  1. Дефекты воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота).
  2. Дефекты частей ответного аппарата, отсутствие рабочих органов (калеки).
  3. Дефекты центральной нервной системы (слабоумие).

Значение предложенной Выготским классификации чрезвычайно велико, так как от типа дефекта напрямую зависит тип компенсации и развитие компенсаторного механизма у детей в будущем. Все эти нюансы тщательно рассмотрены в работах Выготского и оформлены в виде конкретных рекомендаций и педагогических приемов по работе с детьми, имеющими дефекты развития. Заметим, что наличие прикладных и методических материалов повышает ценность инноваций в образовании.

Эти рекомендации находят применение в специализированных учебных заведениях и интернатах, а также обретают особую актуальность в связи с развитием инклюзивного обучения, то есть совместного обучения детей с обычными и особыми образовательными потребностями в обычных общеобразовательных школах. Также работы Выготского полезны родителям, желающим разобраться в педагогических и психологических проблемах воспитания детей.

Интересно, что, исследуя развитие как нормотипичных детей, так и детей с дефектами развития, Выготский нашел общие закономерности в работе с обеими категориями. Как оказалось, обучение и развитие нормотипичных и имеющих отклонения детей подчиняются общим принципам.

Основные принципы обучения и развития:

  1. Обучение не тождественно развитию.
  2. Обучение должно опережать развитие.
  3. Обучение должно проходить в «зоне ближайшего развития».

Таким образом, Выготский ввел в детскую психологию понятие «Зона ближайшего развития». В двух словах, это то, что ребенок уже в состоянии осознать и понять, но еще не может сделать полностью самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Например, ребенок понимает необходимость завязывать шнурки на ботинках, но не может завязать их сам, ребенок знает цифры, но пока не умеет их складывать и вычитать. Если в этот момент взрослые придут на помощь и покажут, как завязывать шнурки, расскажут, что такое сложение и вычитание, то очень скоро ребенок сможет справляться с этими задачами самостоятельно.

Показательно, что принцип обучения в «зоне ближайшего развития» следует применять и к детям с дефектами развития. В противном случае, если обучение будет потакать текущему уровню и физическому состоянию ребенка, то он рискует остаться на том же уровне, либо развиваться очень медленными темпами. Вот таковы основные концепции Выготского, сохранившие актуальность по ситуации на сегодняшний день. Заметим, что это далеко не полный перечень направлений, в которых Лев Выготский проводил научные исследования.

Тем, кто хотел бы дать своим детям больше и воспитать их гармонично развитыми личностями, были бы интересны работы ученого, посвященные сенситивным периодам развития, то есть периодам максимальных возможностей для наиболее эффективного формирования какого-либо знания, навыка, чувственного восприятия. Зная особенности разных сенситивных периодов, можно выбрать оптимальное время для начала обучения детей музыке, рисованию, математике.

Тем, кого пугает привычка ребенка разговаривать с самим собой, стоит прочитать книгу Выготского «Мышление и речь», чтобы понять, насколько этот этап необходим для формирования внутренней, а затем и грамотной письменной речи. Поэтому читайте, узнавайте больше и обязательно применяйте полученные знания на практике!

Советуем также прочитать:

Сторителлинг
Как развивать мышление ребенка
Зона ближайшего развития
Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра
Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность
Критерии личности
Агностицизм как свобода познания
Метод изучения психологии Вундта
Внимание человека: что это и как оно работает
«Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.