Оглавление
Герман Роршах (1884-1922)
Швейцарский психолог, психиатр, автор теста исследования личности «Пятна Роршаха».
Талантливый художник, Роршах все-таки выбрал своей профессией медицину, а именно психиатрию. Изучал галлюцинации и родственные им явления, психоанализ, что в итоге привело к возникновению теории психодиагностики. В 1921 году вышел в свет знаменитый тест с таблицами в виде чернильных пятен.
Роршах считал психодиагностику ключом к познанию как личности, так и ее возможностей, серьезно работал в направлении объединения таких наук, как история, религия, психопатология и социология. Но ранняя смерть не позволила ему закончить целый ряд начатых научных разработок.
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Австрийский психолог, невролог, психиатр. Создатель теории психоанализа. Им впервые была разработана обоснованная трехкомпонентная теория личности, определены стадии психосексуального развития человека, описаны многие механизмы психологической защиты и проработаны психотерапевтические методики толкования сновидений и свободных ассоциаций.
Автор множества научных трудов, Фрейд оказал колоссальное влияние на медицину, социологию, антропологию, искусство и литературу ХХ века, его теории были прорывом в психологии и психиатрии, а методы лечения намного опережали свое время и остаются востребованными до сих пор.
Эрих Фромм (1900-1980)
Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Высоко оценивал классический психоанализ, однако утверждал, что он не дает ответа на вопрос, как жить и что делать. Предлагал рассматривать психоанализ как одну из естественных наук, а сам пытался сместить акцент с биологических мотивов поведения на социальные факторы, включив в круг вопросов рассмотрения этику.
Главной моральной проблемой современного мира Фромм полагал безразличие человека к самому себе. А главной задачей гуманистического психоанализа — познание человеком правды о себе, определение психологических ориентиров, осознание нравственных проблем как основных, потому что человек — единственное существо, обладающее совестью.
Труды Фромма посвящены философским, этическим и социально-психологическим аспектам природы человека, вопросу о его месте в мире и смысле существования.
Поделиться ссылкой
Лев Семенович Выготский (1896-1934)
Известный советский психолог, основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций человека, автор множества литературоведческих публикаций и работ по педологии и когнитивному развитию ребенка.
Различал низшие и высшие психические функции, первые полагал результатом биологической эволюции, вторые — результатом исторического развития общества.
В последние годы жизни много внимания уделял изучению соотношения мысли и речи, вместо диады сознание — поведение предложил триаду сознание — культура — поведение, став основоположником отечественной психолингвистики.
Карл Густав Юнг (1875-1961)
Швейцарский философ и психиатр, основоположник одного из течений глубинной психологии, а именно аналитического. В работе с бессознательным пытался не только решить проблему детских страхов, но и исследовать память поколений, проводя параллели между мистикой, алхимией и психологией. Основной темой его работ было соотношение мышления и культуры, биологического и культурно-исторического факторов в развитии народов, разница в мировоззрении Востока и Запада, анализ мифов, сказаний и легенд. Соединение сознательного и бессознательного полагал источником культуры.
Развил теорию коллективного бессознательного, работал по методу свободных ассоциаций, толкования архетипических символов и образов. Ввел термины «интроверсия» и «экстраверсия», типологию характеров, главной задачей психотерапии считал помощь в реализации индивидуальности каждой личности.
Становление педалогии
Основы педагогики восходят к I. Гербарт (1776-1841), создавший систему психологии, которая служит одной из основ педагогики, и его преемники первыми систематически разрабатывали педагогическую психологию2.
Психология образования обычно определяется как отрасль прикладной психологии, которая занимается применением данных психологии к процессу образования и преподавания. Эта наука должна, с одной стороны, черпать из общей психологии результаты, представляющие интерес для педагогики, а с другой — обсуждать педагогические положения на предмет их соответствия психологическим законам. В отличие от дидактики и частной методики, которые занимаются вопросом о том, как учителя должны учить, задача психологии образования — выяснить, как учащиеся учатся.
В процессе становления психологии образования в середине 19 века происходила усиленная реконструкция общей психологии. Под влиянием развивающегося экспериментального естествознания, особенно экспериментальной физиологии органов чувств, психология стала экспериментальной. Гербартианская психология с ее абстрактно-дедуктивным методом (сведение психологии к механике потока представлений) была заменена экспериментальной психологией Вундта, которая исследовала психические явления методами экспериментальной физиологии. Психологию образования все чаще называют экспериментальной педагогикой или экспериментальной психологией образования.
Различают два этапа в развитии экспериментальной педагогики3 : конец XIX века (механический перенос общих выводов экспериментальной психологии в педагогику) и XX век (экспериментальные исследования в психологических лабораториях сами становятся предметом педагогических проблем).
Экспериментальная педагогика этого периода раскрывает некоторые возрастные психические особенности детей, их индивидуальные черты, приемы и экономию запоминания, применение психологии к обучению4,5.
Общую картину жизни ребенка должна была дать и другая, как считалось, особая наука — наука о молодежи4, которая, помимо психологических данных, требовала изучения физической жизни ребенка, знания зависимости жизни растущего человека от внешних, особенно социальных, условий и его воспитания. Таким образом, из развития педагогической психологии и экспериментальной педагогики3 вытекала необходимость создания специальной науки о ребенке — педологии.
Та же потребность выросла из детской психологии, которая, в отличие от психологии образования с ее прикладным характером, выросла из эволюционных концепций и экспериментального естествознания и поставила вопрос о филогенетическом развитии человека, а также о его онтогенетическом развитии. Под влиянием дискуссий по эволюционной теории возникла генетическая психология, особенно в США (особенно среди психологов, окружавших Стэнли Холла), которая считала невозможным изучать психическое развитие ребенка в отрыве от его физического развития. Тогда было предложено создать новую науку — педологию, которая не имела бы этого недостатка и давала бы более полную картину возрастного развития ребенка. «Педология, которую часто путают с генетической психологией, хотя она является лишь существенной частью последней, появилась относительно недавно и за последнее десятилетие достигла большого прогресса6.
Следует отметить, однако, что на момент возникновения педологии как самостоятельной научной области, объем знаний был слишком мал как в экспериментальной педагогической психологии, так и в детской психологии, а также в тех биологических науках, которые могут служить основой для представлений о человеческой индивидуальности. Это относится, прежде всего, к состоянию генетики человека, которая только зарождалась.
Принципы воспитания детей по Выготскому
Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.
Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.
Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.
Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:
- ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
- воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
- среда между ребенком и воспитателем активна.
Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.
Педология
Педология — буквально наука о детях. Судьба её трагична. Возникла в конце Х1Х века в США и Западной Европе. Основоположником российской педологии явился блестящий ученый и организатор А.П. Нечаев. Большой вклад внес замечательный ученый «богатырь российской психоневрологии» В.М. Бехтерев (1857-1927). В течение 15 лет после революции педология развивалась: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.
Педология стремилась изучать ребенка комплексно во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. П.П. Блонский (1884-1941) определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. «Она была связана со всем, что касается индивидуальных различий детей, специфики их возраста»55. Безусловно, огромная сложность создания междисциплинарной науки не обеспечивала единства взглядов среди педологов. Все же в этих взглядах можно было выделить четыре основных принципа:
1. Ребенок — целостная система. Он не должен изучаться по частям (что-то психологией, что-то неврологией и т.д.).
2. Ребенка можно понять лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии.
3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития.
4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.
Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование, проводилась работа с родителями, разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Москве, Ленинграде действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они изучали физиологию, детскую психиатрию, невропатологию, антропологию, социологию, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой. До сих пор у нас нет ничего подобного.
Критика научной несостоятельности педологии педагогической общественностью в СССР закончилась постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Педология была разгромлена, а то, что от нее осталось, упрятано в спецхран. Многие ученые были репрессированы, судьбы других искалечены. А.Б. Залкинд, выйдя после заседания, где было объявлено о запрещении педологии, скончался на улице от инфаркта. Закрылись все педологические институты и лаборатории, педологию вымарали из учебных программ всех вузов. К счастью, многим удалось переквалифицироваться. Так, цвет советской психологии — Басов, Блонский, Выготский, Корнилов, Костюк, Леонтьев, Лурия, Эльконин, Мясищев и др., а также педагоги Занков и Соколянский были педологами.
Постановление и последовавшая обвальная «критика» варварски, но мастерски извратили суть педологии, вменив ей в вину приверженность к так называемой теории двух факторов, фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой и наследственностью. На самом деле, считает В.П. Зинченко, педологов погубила их система ценностей: «Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство». Разговор о педологии не просто тоска по прошлому, а переживание и горечь потери.
Подробнее о термине Педология
ПЕДОЛОГИЯ от греч. pais — дитя + logos -слово, наука) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв.
В те годы считалась инновационной и экспериментальной педагогической наукой по психологии и педагогике.
Основатель педологии американский психолог С. Холл, создавший в 1989 году педагогическую лабораторию.
Его ученик О. Крисмент увлечённо относился к обучению и придумал название «Педология».
Целью Педологии являлось воспитание человека во всех отношениях и изучение его во всех проявлениях с учетом всех влияющих факторов.
Россия не стала исключением и в начале 20-го века идеи педологии развивались такими учёными как
В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и другими.
Однако подъём педологии как дисциплины, в России начался при поддержке правительства большевиков после революции 1917 года.
Далее уже в СССР в 1920-е годы шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов,
организации школьного режима, форм обучения и изучения учащихся.
В стране создавались педагогические институы, был организован «Дом ребёнка» в Москве под эгидой Российского
психаналитического общества. Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях.
Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями;
разрабатывалась теория и практика психодиагностики.
Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.
Ряд работ Блонского (напр.: Развитие мышления школьника. — М., 1935),
работы Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных
научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды Н. М. Ще-лованова, М. П. Денисовой,
Н. Л. Фигурина (см. Комплекс оживления), создававшиеся в педологических по названию учреждениях,
содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии.
Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом и раннем возрасте,
а психологические исследования Блонского Выготского обеспечили возможности разработки теоретических и
прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране.
При этом реальный психологический смысл исследований и их педологическое оформление долгое время не позволяли отделить
одно от другого и по достоинству оценить их вклад в психологическую науку. (И. А. Мещерякова.)
4 июля 1936 г. вышло печально известное Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»,
которое не только исковеркало судьбу многих советских ученых, но и на долгие годы уложило отечественную психологическую
науку в прокрустово ложе официальных дозволений и запретов.
Основная претензия, высказанная в постановлении, сводилась к тому, что педологи в своей практике злоупотребляют тестированием,
а это приводит к недопустимым социальным последствиям.
С 1950-х годов начался постепенный возврат некоторых идей педологии в педагогику и психологию, что было связано со столь же постепенным восстановлением прав сначала кибернетики, особенно её технических приложений для обороны, а затем и генетики.
В 1970-е годы была начата активная работа по использованию тестов в педагогике и системе образования.
В 2000-е годы использование тестов и появление психологов в образовательных учреждениях, стало неотъемлемой частью ситемы образования.
Не исключено, что в скором будущем появится Педология и Педологи.
Заслуги Выготского в педологии
В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.

Эта тема закрыта для публикации ответов.